Модные фасады могут стоить жизни

Модные фасады могут стоить жизни

В страшном пожаре, случившемся в столице Азербайджана в конце мая, погибли 16 человек. Трагедия стала второй по счету в Баку за несколько последних недель. Быстрому и мощному возгоранию в обоих случаях, как говорят эксперты, способствовала облицовочная плитка зданий из популярного строительного материала, широко использующегося как в Азербайджане, так и по всему миру.

Современная отделка подкупает внешней привлекательностью и превращает скромные многоэтажки в эффектные здания, обеспечивая им достойный фасад и морозоустойчивость. При этом данные о пожароопасности и токсичности таких материалов в сравнении с другими, менее модными, принято оставлять за скобками.

В том пожаре большинство людей пострадали не из-за огня – жертвы трагедии были доставлены в медицинские учреждения с сильнейшими отравлениями продуктами горения.

И, как обычно бывает после крупного происшествия, специалисты в очередной раз начинают бить тревогу: пора обращать серьезное внимание на состав отделочных и утепляющих материалов. Звучат даже призывы вернуться к негорючим асбестсодержащим материалам, однако на пути таких заявлений встают медики, говорящие о способности асбеста провоцировать раковые заболевания и апеллирующие к запрету на его использование.

И здесь, как выясняется, медики и правы, и не правы: асбест асбесту рознь. Существует так называемый “белый” асбест, или хризотил, уже более 100 лет добывающийся в России и сопредельных странах. По этому типу асбеста нет никаких достаточных доказательств, говорящих о его вредности, российские медицинские организации и эксперты не утверждали никаких подобных документов.

Но также специалистам знаком и асбест “синий” – амфибол, который добывается в Европе. Именно амфибол и был признан вредным и запрещен, а заодно за сходство запретили и “белый” асбест, который напрямую вредным не признавали. Несколько лет назад специалисты Высшей школы экономики даже подготовили доклад, в котором напрямую утверждается, что плохой “имидж” асбеста стал результатом маркетинговых войн – как, например, в случае с фреоном, ГМО, теплоэнергетикой или тефлоновой посудой.

В результате по совокупности причин российский хризотил западные компании не хотят ни знать, ни покупать, предпочитая синтезировать новые материалы. А при выводе на рынок чего-то нового базовые свойства – экономичность, огнеупорность и безопасность – из маркетинговых соображений запросто в рекламе могут уступить место свойствам иного рода: внешнему виду, показателям теплосбережения, соображениям престижности. Что прибавит красоты и тепла, но не уверенности в безопасности своего жилища, а в некоторых случаях даже и жизни.

Валентин Кирпичников

Источник: maxpark.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий