Визит помощника госсекретаря США по европейским и евроазиатским вопросам Виктории Нуланд в Москву для переговоров по украинскому кризису и двухсторонним отношениям совпал с пребыванием в российской столице спецпредставителя Соединенных Штатов по Сирии Дэниела Рубинстайна. Оба дипломата по окончании переговоров заявили о том, что разговор в Москве был полезным.
Виктория Нуланд сообщила о том, что консультации с заместителями министра иностранных дел России Григорием Карасиным и Сергеем Рябковым «носили очень основательный и прагматичный характер». По итогам переговоров Дэниела Рубинстайна с замминистра иностранных дел Михаилом Богдановым и другими российскими чиновниками, отвечающими за ближневосточное направление, было выпущено официальное сообщение Госдепартамента США: «Соединенные Штаты рассчитывают на сотрудничество с Россией и международным сообществом в ближайшие месяцы для достижения подлинного и устойчивого политического перехода, необходимого для того, чтобы преодолеть кризиса и помочь победить экстремистскую угрозу».
Для многих наблюдателей возросшая активность Соединенных Штатов в контактах с Москвой стала неожиданной. Что означает эта интенсификация контактов, какую цель она может преследовать?
Татьяна Пархалина: главные факторы — Иран, Сирия и Китай
Заместитель директора Института научной информации по общественным наукам, президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» изложила свое видение причин того, почему взаимодействие Вашингтона с Москвой усилилось: «Для США сегодня главные вызовы — это Иран, конечно, это проблема Ближнего Востока, Сирии, это проблема исламского радикализма и, конечно, Китай. В желании решения этих проблем и с учетом этой специфики некий — небольшой — поворот в политике США и произошел».
По словам политолога, если Москва в ближневосточной проблематике всегда рассматривалась Вашингтоном как желательный партнер, то взаимное сближение России и Китая стало новым фактором: «Хочу подчеркнуть, что экономики США и Китая очень тесно связаны, конечно, они будут продолжать взаимодействие, но вот это наметившееся уже даже не сближение, а новый уровень отношений между Россией и Китаем тоже сыграл свою роль в том, что США предприняли попытку как-то снизить уровень напряженности в наших отношениях».
При этом Татьяна Пархалина отмечает, что вызвавшее, по ее мнению, беспокойство США сближение Москвы и Пекина не сулит ничего хорошего самой России: «К великому сожалению, Россия постепенно становится сателлитом Китая. Если Россию всегда оскорбляла и не устраивала роль «восточного бастиона Евроатлантики», то почему-то сейчас Россию устраивает роль западного бастиона Китая.
Президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества также допускает, что Запад стал более критически смотреть на нынешнее украинское руководство: «В Европе и США наблюдается феномен “усталости” от Украины. Это не значит, что они не будут дальше говорить, что Крым должен быть возвращен Украине и повторять тезис о территориальной целостности Украины, и что Россия должна прекратить поддерживать сепаратистов на востоке этой страны. Тем не менее, этот “феномен усталости” и, скажем, не совсем последовательная политика украинских властей, я так мягко говорю, являются еще одной причиной того, что обозначились некоторые изменения».
Станислав Белковский: Владимир Путин достиг успеха шантажом
Политолог Станислав Белковский заявил в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», что усиление контактов США и России по некоторым вопросам, в которых еще остались точки соприкосновения, означает, что Запад фактически сдался перед недавними заявлениями российского президента о готовности применить ядерное оружие: «Владимир Путин достиг больших успехов в деле шантажа остального мира большой войной. Собственно, все эти переговоры, вся эта активизация является безусловным следствием этой политики».
«Владимиру Путину удалось добиться того, что Российскую Федерацию стали считать “медвежьим углом мира” и разговаривать с ней соответственно. Является ли это успехом России — большой вопрос. Потому что, собственно, если от тебя плохо пахнет, то лучше от тебя отойти, чем с тобой иметь какие-то осмысленные дискуссии», — полагает эксперт.
Такое положение дел, по мнению Станислава Белковского, долго не продлится. «Финансовая и технологическая зависимость России от западного мира весьма велика и, конечно, никуда от этого не денешься. Тем не менее, Запад пока решил как бы сказать российскому руководству: ребята, делайте, что хотите, но когда вы окончательно навернетесь, то приползете на коленях», — так интерпретирует нынешнюю ситуацию российский аналитик.
Данила Гальперович
Источник: inosmi.ru