В августе 2014 года двое норвежских ученых отправились в экспедицию, взяв с собой 23 тонны груза — продовольствие, компьютеры, оборудование для измерения океанских глубин, приборы для отслеживания течений, транспортное средство на воздушной подушке под названием «Сабвабаа» (инуитское слово, означающее «мягко перетекающий»). Они выгрузили все это на кусок льда в 200 милях от северного полюса. План исследователей был простым: в ближайшие месяцы ледяной остров в своем плавании завезет 72-летнего Ингве Кристофферсена (Yngve Kristoffersen) и его младшего коллегу Аудуна Тольфсена (Audun Tholfsen) в такие уголки Арктики, куда не могут добраться даже ледоколы.
Они собирались бурить проруби во льду, снимать океанское дно, собирать образцы осадочных пород, остававшихся нетронутыми миллионы лет. Через несколько недель дрейфа их ледяное судно оказалось в ничейном районе Арктики, где температура может падать до минус 45 градусов по Цельсию, и где бывают бури. Они были совсем одни, если не считать случайно забегавшего к ним песца. Поэтому они очень удивились, увидев в этом месте других гостей.
Сначала ученые заметили огни. Приблизившись, они разглядели черный силуэт подводной лодки, выглядывавший изо льда. Но прежде, чем они добрались до нее, субмарина быстро погрузилась. Изучив фотографии, норвежские ученые поняли, что видели российской подводную лодку «Оренбург», носителя атомных глубоководных станций.
Оказалось, что за исследователями следили.
Это было чем угодно, только не совпадением. Как Кристоферсен и Тольфсен, «Оренбург» занимался бурением шельфа, чтобы взять пробы с хребта Ломоносова, малоизученной подводной гряды в Северном Ледовитом океане. Она возвышается на 3700 метров над океанским дном и протянулась на 1800 километров. Под этой грядой и рядом с ней сосредоточено около четверти запасов энергоносителей Земли. По мнению американских геологов, Арктика хранит 13% нефти — примерно 90 миллиардов баррелей, и 30% природного газа мира.
Залежи полезных ископаемых стоимостью приблизительно 17,2 триллионов долларов, что соответствует размеру американского ВВП, на протяжении сотен миллионов лет оставались недоступны под толщей льда и снега. Но сейчас, в результате потепления, которое в Арктике заметнее, чем где бы то ни было в мире, этот ледяной купол быстро уменьшается в размерах. Центр полярных исследований при Университете Вашингтона утверждает, что 65% полярного льда растаяло в период с 1975 по 2012 годы. В общем, ледяной щит вот-вот треснет.
Для стран, владеющих частью Северного Ледовитого океана — России, США, Канады, Норвегии и Дании (через Гренландию) — доступный океан означает новые возможности. А для стран, которые владеют участками хребта Ломоносова, то есть, для всех, кроме США, открытый океан означает доступ к богатствам северного полюса. Для начала им придется доказать ООН, что они на самом деле имеют право на эти ресурсы. Этот процесс может занять годы, если не десятилетия, и страны могут конфликтовать все это время. Они засылают солдат, шпионов и исследователей, чтобы собрать информацию о весьма враждебном районе планеты.
Внимание всего мира сегодня приковано, в основном, к Ближнему Востоку и другим горячим точкам. Мало кто всерьез следит за событиями в Арктике. В минувшие годы страны арктического региона быстро наращивали свои разведывательные мощности, используя спутники, средства прослушивания, разведывательные беспилотные летательные аппараты и подводные лодки, построенные с применением технологий «стелс». Дания и Канада сообщили о значительно возросшей шпионской деятельности в своих арктических водах.
По данным канадской стороны, размах шпионажа сопоставим с пиком времен холодной войны. В 2014 году НАТО сообщило, что перехватывало в три раза больше российских самолетов-разведчиков в регионе, по сравнению с предыдущим годом. Над этой областью каждые полчаса пролетает американский спутник-шпион — более 17 тысяч полетов в год. США разрабатывают новое поколение сенсоров, способным регистрировать все, что происходит во льду и подо льдом.
В годы холодной войны Вена была центром шпионской активности. Там были убежища, где Запад и Восток получали рапорты своих агентов и присматривали друг за другом в кафе. Сегодня главным узлом шпионажа с применением технологических средств стала Арктика. Как говорит старая инуитская поговорка, только когда трескается лед, можно узнать, кто настоящий друг, а кто враг.
Решение о том, какой стране принадлежит какой кусок Арктики, будет принято за тысячи километров от замерзшего полюса. Комиссия ООН по разграничиванию континентального шельфа, состоящая из 21 ученого — географы, геофизики, гидрографы, — была основана в соответствии с конвенцией морского права. Этот договор представляет собой нечто вроде международной конституции и устанавливает права и обязанности при эксплуатации мирового океана.
Конвенцию приняли в 1982 году, после десяти лет конференций и переговоров. В 1994 году она вступила в силу, и с тех пор определяет границы добычи полезных ископаемых на шельфе. Конвенция также устанавливает эксклюзивную экономическую зону страны — на каком расстоянии от берега государство может ловить рыбу и добывать полезные ископаемые. Таким образом, за пределами двухсотмильной зоны ни одна из пяти арктических стран не имеет права трогать огромные ресурсы Северного Ледовитого океана. Правда, конвенция разрешает стране просить расширить эту зону еще на 350 миль, если она докажет, что формация под морским дном служит продолжением структуры, начинающейся в недрах страны.
Сегодня примерно 170 государств подписали и ратифицировали конвенцию, но США в их число не входят. Фактически, среди пяти арктических стран только США не утвердили конвенцию. В 1982 году администрация Рональда Рейгана по принципиальным соображениям отказалась поддержать конвенцию, подчеркивая приверженность идеологии свободы предпринимательства. Ли Ратинер (Leigh Ratiner), представитель США на переговорах, в 1982 году написал в статье в Foreign Affairs, что США не могут «поддержать систему смешанного экономического контроля». Эдвин Миз (Edwin Meese), один из генеральных прокуроров Рейгана, говорил, что конвенция угрожает суверенитету США. Потом Билл Клинтон подписал конвенцию, но, несмотря на поддержку администрации Джорджа Буша и Барака Обамы, генералов и адмиралов, промышленников и экологов, консервативные сенаторы-республиканцы отказываются ратифицировать ее, так как считают, что в результате военные и экономические интересы США окажутся под контролем ООН.
Каждая арктическая страна, ратифицировав конвенцию, получила возможность в течение десяти лет доказывать свои права, представив комиссии научные свидетельства в поддержку претензий на часть шельфа за пределами эксклюзивной экономической зоны. В декабре 2014 года Дания вступила в борьбу за свою долю Арктики, которую уже ведут Норвегия, Россия и Канада, став последней из стран, подавших собранные научные данные о шельфе. Хотя эта борьба стоит дорого, каждая из этих стран уже потратила миллионы долларов, но при этом тактика у них на удивление дешевая.
Россия обратилась в ООН первой. В 2001 году Россия заявила, что имеет право на северный полюс и на примерно половину всей Арктики. Чтобы символически подчеркнуть свои притязания, шесть лет спустя российский глубоководный аппарат с Артуром Чилингаровым на борту поместил нержавеющий российский флаг из титана на дне Северного Ледовитого океана точно над северным полюсом. Это вызвало возмущение министра иностранных дел Канады Питера Маккея, который сказал, что сегодня не XV век, и нельзя просто воткнуть флаг и объявить территорию своей. Чилингаров в ответ сказал, что, если кто-то недоволен, то он может повторить этот опыт, и подчеркнул, что Россия готова сделать все необходимое для победы, а также отметил, что Арктика всегда была российской. Вскоре после водружения флага российские ВВС запустили крылатые ракеты над Арктикой в рамках военных учений.
Не будучи обескураженным появлением российского флага на полюсе, канадское правительство под руководством Стивена Харпера объявило Санта-Клауса гражданином Канады и заявило о планах завладеть северным полюсом. «У Канады есть выбор в отношении своего суверенитета над Арктикой», — сказал Харпер, выступая с речью в районе военно-морской базы в Виктории, в Британской Колумбии. — Мы будем пользоваться им или потеряем его. Не сомневайтесь, правительство намерено использовать его». «Северная стратегия» Стивена Харпера предусматривает большее присутствие в тундре, больше кораблей во льдах и больше самолетов-разведчиков в воздухе. Некоторые канадцы считают, что премьер зашел слишком далеко. «Харпер стал Путиным Арктики», — написала в блоге в 2013 году Хизер Экснер-Пиро (Heather Exner-Pirot ), редактор Arctic Yearbook.
Чтобы успеть к последнему сроку, Норвегия подала в 2006 году документы в поддержку своих претензий на расширение экономической зоны как в Атлантическом, так и Северном Ледовитом океане. Норвегия претендует на три участка: зону «Петля» в Баренцевом море, «Западный бассейн Нансена» в Северном Ледовитом океане и зона «Банан» в Норвежском море. Но результаты ведущихся исследований, в том числе экспедиции Кристоферсена и Тольфсона, могут позволить Осло предъявить претензии и на часть хребта Ломоносова. Норвегия делает ставку на прореху в договоре, позволяющем стране, успевшей подать документы в срок, подавать дополнения после этого времени.
Дания подала в комиссию ООН заявление, согласно которому хребет Ломоносова представляет собой продолжение Гренландии, самоуправляемого датского владения, берега которого ближе всего к северному полюсу. Эти претензии противоречат документам, предоставленным Россией и Канадой. Дело может оказаться намного сложнее, чем казалось ранее.
Комиссия собирается на заседания дважды в год, и ее работа продвигается очень медленно. В тридцатую годовщину утверждения Договора по морскому праву ООН опубликовала доклад, согласно которому, с 1997 года, когда была создана комиссия, 61 страна подала запросы на урегулирование своих экономических зон. При этом комиссия смогла урегулировать только 18 запросов. В последние годы нагрузка сильно увеличилась, и еще 46 стран заявили, что намерены подать новые просьбы.
Эта загруженность не способствует быстрому урегулированию конфликтов по поводу Арктики, которые тем временем становятся все более сложными. Дания, похоже, намерена сократить время ожидания и выдвинуть требование, согласно которому комиссия должна рассматривать только научные данные относительно претензий каждой страны. После удовлетворения этого требования страны арктического региона сами определят свои зоны, как позволяет договор о морском праве.
Отчасти эта запутанная и неповоротливая бюрократическая система оказалась на руку странам региона. За минувшие десятилетия они явочным порядком застолбили свои участки, значительно расширив экономические зоны и увеличив присутствие, как человеческое, так и техническое. С решением ООН или без него, они не намерены сдаваться.
Сегодня шпионаж стал неотъемлемой частью жизни Арктики. Техники прослушивают граждан, правительства, военные коммуникации, отслеживают сигналы радаров и ракетные испытания. Постоянно ведется фотосъемка военных баз, оборудования, портов. В декабре 2014 года генерал-полковник Виктор Бондарев сказал, что значительно увеличилось число полетов самолетов-разведчиков, в том числе над Северным Ледовитым океаном. «В 2014 году было более 140 рейсов самолетов RC-135, тогда как в 2013 году — только 22», — сказал он. Но то же самое верно и в отношении России. ВВС стран НАТО перехватывали российские самолеты около ста раз, в три раза больше, чем в прошлом году.
Владимир Путин говорит о Дальнем Севере в чисто националистическом духе. «Арктика — неотъемлемая часть Российской Федерации, находящаяся под нашим суверенитетом в течение нескольких веков», — сказал он в 2013 году. Чтобы подкрепить свои претензии, в марте 2015 года Россия устроила впечатляющую демонстрацию силы, с участием 38.000 военнослужащих и бойцов спецназа, более 50-ти кораблей и подводных лодок, 110 самолетов и вертолетов. Двумя месяцами ранее около семи тысяч российских солдат прибыли на вновь открытую военную базу Алакуртти, за северным полярным кругом. З тысячи из них будут служить на огромной базе слежения, прослушивающей Запад через северный полюс.
Еще более десяти баз находятся на разной стадии строительства. В октябре 2014 года генерал-лейтенант Михаил Мизинцев, начальник национального центра управления обороной Российской Федерации, сообщил, что планируется построить 13 аэродромов, стрелковые полигоны, и десять радарных постов. Министр обороны Сергей Шойгу, в свою очередь, сообщил, что в 2015 году страна будет полностью готова к возможной встрече незваных гостей с севера и с востока.
За Россией следят канадские разведчики, разместившие свою базу с прослушивающим оборудованием далеко в Арктике. Этот пост ближе к Москве, чем к Оттаве. База в поселке Алерт находится на острове Элсмир, на территории Нунавут. Это самая северная точка мира с постоянным населением и самая северная территория Канады. Как говорит их слоган, «Замерзшие избранники с гордостью служат Канаде».
Там, в едва ли не самых тяжелых климатических условиях на Земле, персонал поддерживает важную систему антенн, которые перехватывают российские сигналы о передвижении войск, переговоры с самолетов и субмарин, ведут наблюдение за спутниками и за ракетными испытаниями. Несколько лет назад, по мере развития технологий и с началом российского строительства в Арктике, канадские власти посадили сотни операторов с наушниками в Лейтрим, базу под Оттавой, откуда ведется котрая отстоит от ближайшей инуи военных и коммерческих коммуникационных спутников.
Сведения, собранные в Алерте и Лейтриме, канадская разведка передает также своему ближайшему союзнику, Агентству национальной безопасности США. Американцы платят взаимностью данными, собранными базой ВВС «Туле» в западной части Гренландии. База, которая отстоит от ближайшей инуитской деревни более чем на сто километров, считается одним из самых изолированных и самых секретных объектов в мире. Одетый в серую униформу персонал из лишенных окон зданий посылает команды 140 спутникам на разной высоте, с помощью трех куполообразных антенн.
Среди прочих, эта база контролирует спутники, каждые 90 минут пролетающие над российскими арктическими объектами. Камеры, способные сфотографировать на поверхности планеты объект размером всего в несколько сантиметров, ведут тщательную съемку. Как сообщил командир подразделения Остин Худ (Austin Hood ) в статье, опубликованной в журнале Airman, издании ВВС США, техники отдают спутникам указания примерно 20 тысяч раз в году. Они также управляют шпионскими спутниками АНБ, прослушивающими телефонную связь и следящие за сообщениями, отсылаемыми через интернет.
В 2013 году, опасаясь появления в Арктике российских беспилотников, канадские власти провели секретное исследование, чтобы выяснить преимущества и ограничения БПЛА. Согласно исследованию, без дозаправки в воздухе российские БПЛА не смогут следить за территорией Канады. Хотя Канада вывела на орбиту Radarsat-2, спутник, который в состоянии вести наблюдения через облака, чтобы отслеживать военные передвижения, этой технологии оказалось недостаточно, и в 2014 году военные начали разработку БПЛА для действий в Арктике.
Каким был ответ? Три месяца спустя, в ноябре, Россия сообщила о планируемом строительстве базы для БПЛА у самого полярного круга и в относительной близости от Аляски. После завершения строительства Россия станет единственной страной с этими возможностями в Арктике.
Российские амбиции начали пугать и Норвегию. В марте 2015 года, когда Россия вывела 38 тысяч солдат на учения, Норвегия провела свои арктические маневры с участием пяти тысяч солдат и 400 единиц техники. Норвегия предпочитает шпионить за Россией в море, а не в небе. В декабре 2014 года премьер-министр Эрна Солберг (Erna Solberg) крестила корабль «Марьята» (Marjata) стоимостью 250 миллионов долларов. После завершения работ в 2016 году он станет одним из самых совершенных кораблей-разведчиков в мире, если верить данным норвежских военных.
Начальник военной разведки генерал-лейтенант Кьелл Грандхаген (Kjell Grandhagen) назвал корабль важным звеном в цепи средств разведки для наблюдения за Дальним Севером. По его словам корабль должен следить за происходящим в море вокруг Норвегии. По данным норвежского государственного информационного агентства, корабль разработан в первую очередь для прослушивания российских коммуникаций и должен определить частоты российских радаров, что позволит заглушить их в случае войны.
Под арктическим льдом США и Россия остаются соперниками, как во время холодной войны. С тех пор, как подводная лодка USS Nautilus проплыла над северным полюсом в подводном положении в 1958 году, а субмарина USS Skate стала первой подлодкой, всплывшей на полюсе менее чем год спустя, американские подводные лодки провели не менее 120 арктических учений.
США располагают 72-мя подводными лодками, что больше, чем у России, которая располагает примерно шестьюдесятью. Но зато Россия намерена представить первую подводную лодку нового поколения, которая отличается тихим ходом, и американским системам будет намного труднее обнаружить ее. Согласно статье, опубликованной в журнале Proceedings, который издает американский Морской институт, современный российский флот отличается «опасным совершенством» и в состоянии полностью изменить геополитический ландшафт. Автор статьи, ветеран ВМС, капитан второго ранга Том Спан (Tom Spahn) отметил, что новая российская подводная лодка «Ясень» оснащена суперкавитационными торпедами, которые несутся под водой со скоростью более 200 узлов, что делает это оружие весьма опасным. Новые российские субмарины будут намного более смертоносными, чем все другие корабли подобного рода.
Однажды вечером в ноябре 2014 года американские операторы радаров заметили шесть российских бомбардировщиков Ту-95, два самолета-заправщика Ил-78 и два истребителя МиГ-31, летевших в сторону Аляски. Они вторглись в зону распознавания американских ПВО, где всякий самолет должен сообщить о себе. Российские самолеты продолжили полет, и на перехват вылетели два F-22. Через шесть часов Канада заметила еще два Ту-95, приблизившихся к ее воздушному пространству в Арктике. Канадские ВВС подняли в воздух два CF-18 и отогнали российские самолеты.
Хотя Ту-95 созданы как бомбардировщики, их используют также для прослушивания и сбора другой разведывательной информации. Скорее всего, именно с этой целью самолеты подбирались к американскому и канадскому воздушному пространству. Следует отметить, что Москва не делает ничего такого, что бы ни делал Вашингтон. США регулярно посылают к северным берегам России самолеты RC-135, модификацию Боинга-707, который «всасывает» все сигналы, как вакуумный насос.
Чем ближе подбираются самолеты, чем проще собирать сведения. Хотя эта стратегия кажется логично для Норвегии, Дании, Канады и России в рамках новой Большой Игры, для США это не совсем понятно, так как эта страна не ратифицировала конвенцию.
Даже если Сенат утвердит решение о ратификации, к тому моменту, как Вашингтон подаст все документы в комиссию ООН, большая часть Арктики будет уже поделена. А если учесть, что Конгресс сильно взял вправо, то шансы на ратификацию конвенции выглядят призрачными. Как сказал один адмирал из Береговой охраны в беседе с корреспондентом журнала Politics Daily в 2010 году, если бы речь шла о футбольном чемпионате, то США не только не вышли бы на поле, но и не добрались бы до стадиона.
В ближайшие несколько лет, по мере дальнейшего таяния льдов в Арктике, американские шпионы будут по-прежнему управлять спутниками, летающими над северными территориями России. А другие страны будут тем временем добывать полезные ископаемые и водить караваны судов по новым судоходным линиям. С такой стратегией США останутся в замороженном состоянии.
Джеймс Бэмфорд
Источник: inosmi.ru