За такое «коммерческое» предложение, которое Франция сделала России в вопросе о компенсации за «Мистрали», на любом базаре в морду бьют. Сразу. И сильно. Потому что там, на базаре, рынок настоящий, а не потешный, и кое-какие обязательства принято исполнять…
Однако «настоящий рынок» Европе не указ. И подписанные договоры, и международное торговое право тоже не указ. И Россия не указ, с ней такие трюки (в просторечии «кидалово») проделывать можно, она сама разрешила.
Такое разрешение совсем недавно выдал президент Путин, заявив, что при расторжении сделки по «Мистралям» Россия не станет требовать неустойку.
Хорошо сказано, благородно. Но это же мечта каждого жулика – услышать такое от своего партнёра. Вот во Франции и услышали. И быстро выводы сделали. И тут же смачно плюнули нам в лицо.
И уже не впечатляет заявление президентского пресс-секретаря Пескова о том, что «либо товар, либо деньги». Поздно. Всё это было ясно сказано ещё несколько месяцев назад. Так нет же: чёрт дёрнул ляпнуть про неустойку, которую мы требовать не будем…
А на каком, собственно, основании мы не будем требовать? Любой субъект международной торговли (равно как и субъект международной политики) делает своё дело последовательно, т.е. основывается на долгосрочных интересах, подкреплённых юридически обязывающими документами. Только так! Руководствоваться при этом какими-либо иными соображениями, включая внезапно вспыхнувшую платоническую любовь – это нонсенс. Включать режим «ручного управления» – тоже нонсенс. Для того и существует такая штука, как стратегия, – особенно долгосрочная, – чтобы никто ни в «ручном», ни в «ножном» управлении в ситуацию не влез и всё не испортил.
В практике международных отношений, – кто бы и что не говорил, – действует «закон улицы»: слабых бьют, дураков – тоже. Так было, есть и будет. И мы, нахлебавшись этой «науки» в 1990-е, казалось бы, должны сделать все необходимые выводы. Ан-нет, нас дополнительно учить надо. Кнутом.
Ряд успехов России последнего времени некоторым явно вскружил голову. И страна в чём-то стала напоминать нашу хоккейную сборную, которая, как это у неё бывает, забив пару-тройку шайб, вдруг расслабляется, и тут же получает от противника по полной.
Да, Европа показала нам своё свиное рыло; она продемонстрировала и полное презрение к своим же «европейским ценностям». Этот факт надо зафиксировать и учитывать в дальнейшем. Да, мы терпеливые и не злобные, это тоже факт. Но всякому терпению есть предел. Герой Анатолия Папанова из фильма «Белорусский вокзал» так сказал: «Всё терпишь, терпишь, пока какой-нибудь гад не возьмёт тебя на горло или за кошелёк…»
Вот нас и взяли за кошелёк.
Понятно, что Россия заинтересована в долгосрочных партнёрских и даже в стратегических отношениях с Францией и Германией. Но это не повод для того, чтобы уже сегодня выдавать направо и налево дорогие авансы. Время ещё не пришло. Чтобы стратегические отношения, наконец, возникли, как раз и нужна эта самая стратегия – краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная… Именно поэтому сейчас – хотим мы того или нет – придётся внятно и жёстко объяснить всем, что с Россией так поступать нельзя. Поэтому неустойку надо требовать – это принципиально.
Кстати, мы и на европейские санкции толком не ответили. А это ещё один повод нас бить. Что, польских «яблочников» сильно наказали? Чепуха это, имитация серьёзной политики. А вот, к примеру, если бы над головой европейского автопрома тяжёлую дубину с гвоздями подвесить (это очень легко делается; возможны варианты), то, глядишь, сегодня был бы совсем другой разговор.
Фёдор Велякин
Источник: narpolit.ru