В Сети ныне принято упрекать учителей в рептильности. Основания есть: массовое участие педагогов в подтасовке результатов выборов и ура-патриотических мероприятиях. При этом не учитывается, что в провластных митингах «заигран» в масштабах страны довольно малый процент учителей (в больших городах, в основном, да и то далеко не все), а в УИКи рядовых педагогов почти не допускают, там представители школьной администрации.
И всё же, всё же… Сообщество учителей можно разделить на три группы: те, кому больше некуда податься из-за невысоких способностей; честные профессионалы (этих большинство); малое число энтузиастов, для которых преподавание – дело жизни. Все три слоя весьма зависимы от начальства, хотя и по разным причинам. Первые, если их уволить, всего лишь лишатся куска хлеба; а вот у третьих – да и вторых – будет отобран смысл существования (репетиторство, которым занимаются уволенные, к педагогике имеет минимальное отношение). Власть отлично это осознаёт и цинично использует. Дело в том, что интеллигенция (а учителя к ней принадлежат – хотя бы формально) ввиду наличия некоторого образования меньше прочего населения подвержена воздействию пропаганды – а если труднее оболванить, то можно запугать. Не скрою: удаётся с успехом.
И дело отнюдь не только в путингах – это бы ещё было полбеды. Учитель, в годы перестройки вздохнувший было свободно, вновь загнан в клетку инструкций и запретов, погребён под ворохом бумаг и почти лишён прав. Многочисленные проверяющие бдят. В их распоряжении, помимо выговоров, депремирования и увольнений, ещё и чудовищные штрафы (30000, что превышает две зарплаты многих педагогов). А в кустах, вместо рояля, засели следователи и суды – процессы над учителями последние годы в моде. На низком старте застыли родители, у коих ныне возможностей поболе, чем у директора, а ответственности – никакой. Пиши доносы – тебя ещё и поблагодарят за внимание к проблемам школы.
И вот тут вспоминается пресловутая пиррова победа. Ибо одна из основных функций педагога – воспитательная. Но зажатый в тисках бесчисленных ограничений учитель предпочтёт «не высовываться». Яркие – на виду, и им становится всё труднее выживать в системе образования. Эксперименты, нестандартный подход крайне рискованны, ибо не всякий проверяющий их оценит, а инструкции знает каждый. И в учениках вновь ценится умеренность и аккуратность, ибо бунтари и спорщики баламутят спокойные воды нашего родимого болота и тем ставят преподавателя под удар. Места на олимпиадах желательны, конечно, но талантливые дети очень не любят соблюдать фиксированные сроки сдачи и правила оформления… так что – ну их к лешему!
Между тем, современный мир невероятно сложен. Любая страна сталкивается с массой вызовов (а наша – в особенности, ибо за годы социалистического рая отстала от цивилизованного человечества во всех сферах лет на 25 и приобрела население, неспособное осознать жизненную важность гуманитарных прав и свобод). Чтобы всесторонне проанализировать проблему, принять верное решение, нужны люди, способные мыслить критически и аналитически, глубоко, оригинально и, главное, свободно, отринув догмы и штампы. А кого способен воспитать запуганный и связанный по рукам и ногам учитель? Лишь таких Молчалиных, каковым является сам. Ибо, в конечном счёте, личный пример перевешивает плетение красивых словес и цитаты из классиков. Свободного ученика может вырастить лишь свободный педагог. А раз последнего нет (конечно, исключения имеются – но лишь подтверждают правило), то мы воспроизводим из поколения в поколение собственную провинциальность, отсталость и – увы – второсортность. Которые от повторения лишь усугубляются. И мы даже не стоим на месте, но, дёрнувшись было вперёд, под патриотические песни и всеобщее ликование вновь маршируем в прошлое.
А ведь кто-то увидит небо в алмазах – но, похоже, опять не мы.
Альберт Зеличёнок
Источник: echo.msk.ru