Рижский “мученик”, похожий на Путина

Рижский “мученик”, похожий на Путина

В Риге на выставке современного искусства распяли куклу, по мнению некоторых зрителей, похожую на президента России, и предложили зрителям вбить в нее гвозди.

Выставка называется «Диссидент». Она проходит во дворе бывшего здания Комитета государственной безопасности Латвии, известного в народе как Угловой дом. С 2008 года здание частично пустует, частично занято исторической экспозицией Музея оккупации, посвященной деятельности КГБ в советской Латвии. Автор инсталляции, изображающей мужчину в деловом костюме, руки, ноги и голова которого прибиты к кресту, – аноним, выступающий под псевдонимом Some1.

Экспозиция, в которой представлены работы как известных, так и молодых художников и скульпторов, открылась еще 1 мая при стечении прессы, однако скандал внезапно разгорелся спустя полмесяца, когда на латвийском канале TV5 показали сюжет, в котором облик куклы впервые связали с именем российского президента. В минувшую пятницу посольство РФ направило в МИД Латвии ноту протеста; мэр Риги Нил Ушаков заявил, что здание находится вне муниципальной юрисдикции; автор объяснил, что моделью для фигуры служил его знакомый итальянский бизнесмен; два художника сообщили, что разозленные посетители напали на них с побоями и угрозами прямо в помещении выставки. И, наконец, поздно вечером во дворе Углового дома появились представители владельца здания, Государственного агентства недвижимости, и куклу сняли с креста.

В субботу с утра выставка не открылась по расписанию. У входа собрались недоумевающие посетители. Владислав, физик по специальности, не знал, что инсталляцию демонтировали, ее не видел, но был возмущен.  

– Вы точно уверены, что это был Путин?

– Вчера буквально было написано на портале «Делфи», что висит кукла Путина, и каждый желающий может прийти вбить гвоздь или вытащить гвоздь по желанию.

– То есть не художник говорит, что изображает его творение, а интернет-портал?

– По крайней мере, я пользуюсь информацией или дезинформацией, которая публикуется в прессе.

Она похожа один в один! Это действительно Путин! А символически вбивают гвозди в Путина как в бывшего КГБшника

– Вы увидели фото и убедились, что кукла похожа на российского президента?

– Она похожа один в один! Это действительно Путин! А символически вбивают гвозди в Путина как в бывшего КГБшника. То есть, независимо от того, чем он сейчас занимается, его ассоциируют с властью КГБ.

– А вас не смущает, что венец терновый на кукле был?

– Да, он мученик, абсолютно буквально, но это пошлость, понимаете, ну, некрасиво.

– А что или кого конкретно оскорбляет художник в этом произведении? Христианство Путиным, Путина вбиванием гвоздей? Или зрителей необходимостью вбивать гвозди?

– Это разжигает ненависть в людях друг к другу. Понимаете, как ни странно, для нас внешний мир – это декорация. Мир для нас – то, во что мы верим. Практически мы живем в мире своих мыслей, что мы себе воображаем, тем для нас мир и представляется. И тем, кто предлагает нам какой-то образ мира, надо все-таки думать. Искусство прежде всего призвано воспитывать человека. Это выставка общественная, она служит целям воспитания. По-моему, это подлость. Я, честно говоря, хотел подойти и поставить свечку. Обычную церковную свечку, я с собой принес, под распятие. Для меня это символ христианства. Если бы они еще выступали как диссиденты, выражали бы какую-то мысль, чем-то жертвовали! А это просто выражение хамства.

Журналист Игорь Ватолин узнал от организаторов, что планируется восстановление инсталляции, и ждал возможности запечатлеть этот процесс, однако никто не пришел. Он воспринял художественное событие с энтузиазмом.

– Мы переживаем сейчас возвращение во времена начала XX века: «Желтая кофта» Маяковского, «Пощечина общественному вкусу», дадаисты. Тогда все это вызывало дико агрессивную реакцию буржуазной публики: какие-то выступления молодых задорных художников, рассчитанные на провоцирование стереотипных представлений. Если посмотреть на эту акцию взглядом, не замутненным ни путинизмом, ни антипутинизмом, мы увидим, что внутри закрытого (я подчеркиваю!) дворика, не в публичном городском пространстве, во дворе дома с очень тяжелой аурой, из которого, как мы точно знаем, увозили людей на смерть, по схеме организации храма, сакрального пространства, установлена композиция. В центре крест, на котором распята фигура, напоминающая Владимира Владимировича Путина. В нее забиты гвозди, что сразу взывает ассоциацию и с Иисусом Христом, и со святым Себастьяном. А в качестве пропилей установлены портреты каких-то персонажей из толпы, вызывающие ассоциации с Босхом, его «Крестным путем». Попадая в пространство этого перформанса, мы становимся его частью. Кто-то забивает гвозди, кто-то осуждает, выражает протест, и на всё это и рассчитывали создатели акции. Эта акция, как и любое произведение современного искусства, амбивалентна. Можно сказать, что это осуждение Путина, а можно, что это его глорификация, прославление: неблагодарные критики распинают его на кресте. Я думаю, что это настоящая удача Some1. И что если бы до СМИ первыми добежали латышские националисты, то, возможно, чиновники попытались бы закрыть выставку на другом основании.  

Можно сказать, что это осуждение Путина, а можно, что это его глорификация, прославление: неблагодарные критики распинают его на кресте

Радио Свобода связалось с представителем организаторов выставки Томом Янсонсом, который объяснил, что кукла вовсе не изображала действующего российского президента.

– Кукла действительно изображала президента Путина?

– Я думаю, что здесь интерпретации можно развивать самые разнообразные. Объективно, если исходить из концепции самого художника, она ни в коем случае не должна была бы напоминать президента или какую-нибудь иную известную персону. Эта инсталляция не является ни провокационной, ни политической. Это искусство. Поэтому ситуация вызвала у нас, как у организаторов, так и у участников, шок и недоумение. Это же только интерпретация, мнение людей, с нашей стороны ни в аннотации, нигде не упоминалось ничего, кроме того, чего хотел выразить сам автор.

– А что автор хотел выразить?

– Он утверждает, что это своего рода прославление материального мира. Крест, если совсем просто, олицетворяет деньги, а фигура — бизнесмена, который пал жертвой собственных крайностей, пострадал от собственного восприятия жизни. Понятие «диссидент» изначально было установлено для участников выставки максимально широко, и каждый выразил свое индивидуальное понимание его.

– Почему автор выступает под псевдонимом? 

– Насколько мне известно, он уже 7-8 лет действует под этим псевдонимом, создавая инсталляции в городской среде и на выставках. Он принадлежит к представителям уличного искусства.

– Как была демонтирована инсталляция?

– Таково было требование представителей Государственного агентства недвижимости. Они предложили выбор: либо инсталляцию убирают они, либо это делаем мы в течение 30 минут под их наблюдением. Собственно, комментариев, почему так нужно сделать, они не дали. Связавшись с художником, я как организатор выставки принял решение: лучше мы сами уберем инсталляцию, чем они сделают это в грубой форме. 

– То есть вы сами сняли куклу с креста?

– У нас не было выбора.

Мы намерены выяснить, с чем имеем дело – с открытой цензурой со стороны государства или диктатом общественного мнения

– Я знаю, что вы планировали восстановить инсталляцию. Почему вы этого не сделали?

– Мы до сих пор не получили разъяснения, для чего ее нужно было снимать. Но крест без фигуры остался на месте, и в понедельник выставка заработала в привычном ритме. Тем не менее, в демократическом государстве произошел неприятный инцидент с нарушением конституционного права на свободу слова, которое позволяет художнику выражать свою мысль, невзирая на интерпретации окружающих. И главное сейчас – понять, почему эта инсталляция не может стоять на выставке. Мы намерены выяснить, с чем имеем дело – с открытой цензурой со стороны государства или диктатом общественного мнения. И примем решение, восстанавливать ли ее в прежнем виде. 

 

Мария Кугель

Источник: svoboda.org

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий