“Под колпаком”, или Кому в Беларуси жить хорошо

“Под колпаком”, или Кому в Беларуси жить хорошо

«Под колпаком» (англ. – Under the Hood) – так называется новый фильм режиссеров Марка Бирне и Роба Денниса о социально-политической жизни в Беларуси в последние годы. Глазами людей разных поколений и социальных групп авторы попытались показать две, казалось бы, противоположные реальности, в которых живут граждане одной и той же страны. Презентация киноленты прошла в Вашингтоне в среду 6 мая при поддержке правозащитной организации Freedom House.

После кинопоказа мы поговорили с одним из героев фильма, белорусским активистом и журналистомФранаком Вячеркой.

Игорь Тихоненко: Франак, что это за фильм, и какова в нем твоя роль?

Франак Вячерко: Я в этом фильме играю сам себя. Фильм снимался на протяжении трех лет. Его режиссеры – ирландец Марк Бирне и американец Роб Деннис – приехали в Беларусь, не зная, что и кого они будут снимать. Они просто начали знакомиться с различными людьми и записывать интервью с ними, документируя все, что происходит в Беларуси. Они надеялись, что их фильм закончится на Площади (площадь Независимости в Минске – И.Т.), на которую люди выйдут после парламентских выборов, прошедших осенью 2012 года. Но, как известно, тогда на Площадь никто не вышел. Это и показало перемены в обществе, и фильм стал отражением белорусской гражданской мысли.

И.Т.: Ты говоришь, что никакой изначальной идеи у фильма не было. Каким тогда он получился?

Ф.В.: Пересмотрев фильм в очередной раз, я понимаю, что, его главная идея – конфликт поколений. Авторы киноленты прекрасно это продемонстрировали, не озвучивая своего личного мнения, а просто собирая голоса. Они показали, насколько несовместимо не поддающееся реформированию, старшее поколение хрущевско-брежневского периода с креативной, прозападной молодежью. Они живут в параллельных реальностях. Они вращаются в различных кругах. Мы думаем о том, как бы нам получить образование, а они все еще причитают: «Как бы не было войны!». Мы думаем о том, как нам улучшить наше будущее, а они вспоминают, что раньше было еще хуже. И в конечных сценах фильма мы видим, что эти две группы не просто не сближаются, они не ощущают себя одним народом. И нынешняя российская пропаганда сейчас использует эту разрозненность.

И.Т.: То есть, белорусская идентичность продолжает уничтожаться?

Ф.В.: Ну, посмотрите, нас уже более 20 лет учат, что мы – советский народ. Доктрина Лукашенко базируется на советской ностальгии: у нас все гарантировано государством, нам нужна «сильная рука», плановая экономика. Да, у нас минимум на столе продуктов, но всегда есть, что покушать. За эти 20 лет у нас так и не сформировалось ощущение себя полноценной нацией. В Украине ситуация иная. Там ощущение национальной идентичности катализировалось за последние два-три года из-за Майдана, политики Януковича и Путина. У нас же ничего не изменилось. Нам продолжают говорить, чтобы мы не высовывались и верили властям, несмотря на то, что Беларусь сегодня – экономический придаток России.

И.Т.: В фильме есть несколько моментов, которые переносят, особенно стороннего наблюдателя, не проживающего сегодня в Беларуси, в далекое советское прошлое. Например, замечание одного из главных героев о том, что по улицам Минска нельзя прогуливаться и разговаривать по-английски, поскольку можно нарваться не неприятности от правоохранителей. Это правда?

Ф.В.: К сожалению, с подозрением относятся не только к иностранным языкам, но и к разговорам на белорусском. Это вновь нас возвращает к вопросу об этой «серости», о том, что не нужно высовываться. Даже если вы стильно одеты, вы тоже рискуете привлечь к себе неблагоприятное внимание. Ситуация немного изменилась после 2014 года, когда в Минске прошел чемпионат мира по хоккею, привезший в столицу множество иностранцев. Белорусы впервые в своей истории увидели, что они не одни в этом мире, и они не одни такие счастливые. Они общались с иностранцами, обменивались впечатлениями.

И.Т.: Другим очень интересным моментом в фильме был рассказ еще одного героя, белорусского предпринимателя, чей бизнес после многих лет работы пошел в гору. Затем, по его словам, к нему пришли люди из Департамента финансовых расследований РБ и заявили, что его стране нужны деньги. Предпринимателя прямым текстом попросили перевести на некий счет определенную сумму, а после того, как он окончательно отказался, у его бизнеса начались различные проблемы. Что это: банальная коррупция, либо же санкционированная режимом система дополнительного налогообложения?

Ф.В.: Это государственное рэкетирство. В Беларуси формально нет мафии. Считается, что в Беларуси нет мафии, олигархов, однако у нас государство стало представлять собой огромную мафиозную структуру.

И.Т.: То есть эти деньги были бы действительно перечислены на счет государства?

Ф.В.: Да-да, конечно. И государство использовало бы эти деньги на содержание спецназовцев, кагэбэшников, агентов влияния, нахлебников, бюрократов. Это практикуется уже очень давно. Государство на протяжении последних лет выжимает все соки из успешных предпринимателей. И вот сейчас Лукашенко взялся за одну из самых прибыльных сфер белорусского бизнеса – IT-сферу. На нее сейчас оказывается серьезное давление, и, как полагают эксперты, это лишь приведет к оттоку инвестиций из Беларуси.

И.Т.: В фильме ты говоришь, что верите в приход перемен в Беларусь. Ты пытаешься их принести в родную страну уже многие годы и изменить режим. Однако Александр Лукашенко управляет страной уже более 20 лет… В политике там ничего не поменялось практически со времен распада СССР.

Ф.В.: Сегодня вопрос о том, будут ли перемены или нет, уже не стоит. Перемены совершенно точно будут. Однако в какую сторону, вот это уже более интересно. В результате российских действий в Украине у нас, кроме угрозы демократии и правам человека, сейчас еще появилась и угроза нашей независимости. Сам Лукашенко подвел страну к этой угрозе. Сегодня очень многие в Беларуси ожидают военной оккупации страны. Российская информационная оккупация началась еще пару лет назад. Российская пропаганда нам твердит, что мы, белорусы, такие же русские «только со знаком качества», как говорил и сам Лукашенко. Здесь у Беларуси появился новый вызов: теперь нам необходимо не только защищать свое достоинство, как это делали украинцы на Майдане, но и наш суверенитет, а для этого нужно укреплять национальную идентичность.

 

Игорь Тихоненко

Источник: golos-ameriki.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий