Сегодня, в День памяти жертв рабства, президент Франции открывает в Гваделупе, в городе Пуэнт-а-Питр крупнейший в мире музей, посвященный истории вопроса.
Открытие мемориала позволит еще раз громко сказать на весь мир о том, что «борьба за уважение человеческого достоинства еще не завершена», заявил Олланд во время своего выступления на Мартинике.
Музей откроет двери для публики в июле этого года, а сегодняшнее торжественное открытие – всего лишь повод отметить День памяти жертв рабства, который отмечается во Франции с 10 мая 2006 года, в день, когда был одобрен (2001) так называемый закон Тобира – «Закон признании работорговли и рабства преступлениями против человечности».
На церемонии открытия, помимо Олланда, будут присутствовать президенты Сенегала, Мали, Бенина, Гаити и пятнадцать министров стран Карибского бассейна.
Музей, который начали строить десять лет назад по предложению Викторена Луреля, мэра столицы Гваделупы, разместился на месте бывшего сахарного завода «Дарбусье».
Бывший хозяин завода, французский коммерсант и контрабандист Жана Дарбусье, открыл его в 60-е годы 19 века и еще успел воспользоваться «преимуществами» рабского труда.
Музей состоит из двух зданий, соединенных мостом, его фасады покрыты осколками черного кварца, которые символизируют души миллионов людей, которые стали жертвами рабства. Внутри музея разбит большой сад, с высоты которого открывается вид на город и на залив.
Подобный сад – единственное место свободы, в котором рабы могли отдохнуть от работы несколько раз в году.
Музей будет содержать не только документы по истории рабства – от античности до наших дней, но и максимально полные списки людей, которые были захвачены в плен. Обычно в страны Карибского бассейна отправляли людей из Африки – до пунктов назначения живыми добирались немногие. Теперь потомки этих людей смогут узнать, какой путь пришлось пройти их родным.
Но музей будет не просто застывшим мемориалом. В огромном зале будут идти театральные постановки, концерты, выставки современного искусства. В июле здесь пройдет первый карибский фото-видео-фестиваль.
В Музее будет и богатая медиатека – в том числе по истории сопротивления рабству и по истории борьбы за его отмену.
Все это потребует значительных затрат из французского бюджета (как уже потребовало строительство музея), но Франсуа Олланд не намерен экономить на пропаганде борьбы за человеческое достоинство равно как и на признании вины, которую французские колонизаторы несут перед миллионами жертв рабства.
Впрочем, некоторые из их потомков полагают, что Париж мог бы не тратиться на дорогостоящий музей, а лучше бы вложил эти деньги в социальное развитие региона.
«Сегодня более 30% активного населения Гваделупы не имеет работы, более 25% неграмотны», — рассказал агентству France Presse представитель местной правозащитной организации KLP. «Ситуация тяжелая и решения, которые предлагают политики, абсолютно недостаточны», — добавил он.
Гваделупский профсоюзный деятель Эли Домота идет еще дальше и требует от Парижа репараций. «Музей – это очень важно, но его открытие проходит на фоне отвратительной обстановки» в регионе», — заявил господин Домота в эфире радиостанции Europe 1 и отказался присутствовать на церемонии открытия музея.
В интервью France Inter активист поставил в упрек Олланду то, что он, равно как и его предшественник Саркози, отказывается даже говорить о репарациях: «Когда они говорят, что против выплаты компенсаций, это означает, что они считают, будто французское гражданство – это и есть компенсация. Это как если бы вы пришли к кому-то домой, убили его семью, изнасиловали внучку, а через несколько лет вы на ней женились, родили с ней двоих детей и посчитали, что вопрос улажен», — аргументировал свою позицию господин Домота. «Всякая вещь достояна компенсации, — добавил он, — а преступления против человечности не имеют срока давности».
Впрочем, сам Олланд, понимающий не только то, что преступления против человечности не имеют срока давности, но и то, что компенсации за преступления, совершенные полтора века назад, не могут иметь разумного исчисления, пообещал поработать над социальным развитием региона. Работа ожидается долгая и трудная: «Мы у вас ничего в отдельности не требуем, — процитировал Олланд депутатов соседнего острова Мартиника, — потому что Мартиника требует всего сразу».
Упоминая об открытии Музея истории рабства, президент заявил, что Франция «живет с этой памятью». И добавил высокопарно: «Мы должны ее поставить на службу надежде», «мемориал должен помочь нам не только узнать прошлое, но также дать нам силы для выполнения миссии по развитию». И добавил: «Память о прошлом не должна быть мстительной. Она должна быть объединяющей — в борьбе против любых новых форм рабства, которые, увы, существуют».
Источник: ru.rfi.fr