Евгения Тимонова, автор популярного видеоблога «Все как у зверей», начинает цикл еженедельных колонок о том, как общественно-политические события можно объяснить или проиллюстрировать с точки зрения этологии – науки о врожденных формах поведения животных, включая людей, и об эволюции этих форм
***
«Мотопробег «Ночных волков» Москва – Берлин стал главным разогревом в федеральных новостях перед парадом Победы, а его организатор Хирург – главным героем государственной пропаганды. Мы провели с Хирургом несколько дней, чтобы понять, как бывший байкер-анархист стал ярым государственником… Байк-клуб «Ночные волки» за полтора года выиграл государственные гранты на сумму 36,5 млн рублей, а в общей сложности байкерские организации Строгова и Залдостанова получили от государства за полтора года 56 млн рублей».
«Охранители», специальный репортаж Родиона Чепеля, телеканал «Дождь», 7 мая
Волк – не только гроза отар и воспитательный элемент фольклора. Это, конечно, тоже, но потом. А прежде всего волк – это первое одомашненное животное. Наша вторая, после себя самих, большая победа над дикой природой. Овцы, козы, коровы, куры, ослы, лошади, кошки и прочие скоты и питомцы – все это будет позже и совсем не так впечатляюще. Скот он и есть скот, что дикий, что домашний. Кошка вроде как приручилась, но осталась себе на уме. А вот с волком у нас вышла полная победа.
Из одного опасного дикого зверя мы накроили десятки пород на любой вкус, цвет и функционал, похожих друг на друга меньше, чем овца на козу, а осел на лошадь. Собаки бывают какие угодно, от свирепых убийц до покладистых нянек и тонконогих истеричек. А волк был один – и совершенно другой. Это ли не чудо?
Но как, собственно, происходил процесс доместикации, одомашнивания волка? Все началось, по разным данным, 15 000 – 30 000 лет назад с того, что группы диких животных стали селиться поблизости от стоянок человека. И имели на это несколько сменяющих друг друга резонов. Сначала древние люди были легкой добычей, и это в них очень подкупало. Потом появился огонь, орудия труда, организация, и люди стали серьезной силой. Охотиться на них стало неудобно, зато сами они научились делать это так хорошо, что уже не могли съесть все подчистую. Вокруг их поселений появлялось все больше костей и прочих отходов доброй охоты. Волки пододвинулись ближе. Но теперь они уже косились не на людей, а на их добычу, придумывая, как бы ею половчее завладеть. Люди, в свою очередь, посматривали на отирающихся вокруг стоянки диких тварей, прикидывая, к чему бы приспособить такое соседство. Под невысокими мохнатыми лбами зрел план.
Нет, конечно, никаких планов у эволюции не бывает, все происходит само собой. Из-за случайных прихотей генетической изменчивости среди волков появляются особи, способные кооперироваться с людьми: менее агрессивные, более понятливые, покладистые и контактные. И, главное, четко соблюдающие установленную иерархию. С ними-то у людей и завязываются прочные долговременные взаимовыгодные отношения. А те, кому не повезло с изменчивостью, понятливостью и покладистостью, так и остались зыркать из леса голодными глазами, при случае не упуская возможности задрать бывшего родича, если подвернется.
Почему люди одомашнили именно волков, а, например, не лис, медведей или саблезубых кошек? Потому что волки – это стая. Гарантированно одомашнить можно только стайное животное. В его поведении должно быть заложено понятие об иерархии, которое заставит признать человека вожаком. Если зверь никогда не жил в стае, ты никогда не объяснишь ему, кто в доме хозяин. Он просто не поймет, о чем вообще речь. Даже кошка смогла стать домашней только после того, как перестала гулять сама по себе и научилась сбиваться в кланы вокруг древних зернохранилищ. А волк изначально сбит в стаю с жесткой иерархией, и это делало его идеальным животным-компаньоном. Потому что иерархия – это не столько потребность доминировать, сколько готовность подчиняться.
И волк успешно подчинился, научился выполнять приказы, получил доступ к кормушке и начал эволюционировать уже совместно с человеком. Проявив при этом, кстати, совершенно невероятную пластичность. Ни одно домашнее животное не достигло такого фантастического отличия от дикого предка и такого фантастического разнообразия этих отличий. Потомки волка валят кабанов и нянчат детишек, зубами рвут за хозяйскую территорию и радостно дают вытирать об себя хозяйские ноги, они свирепы, где надо, и дружелюбны, когда положено. Играя, они могут выглядеть дикими и необузданными, но внутри у них – железная цепь иерархии, чьи звенья не разорвать и не перепутать. И не надо. Ведь именно благодаря ей у них все получилось.
Вот примерно это всплывает в голове пытливого натуралиста при чтении новостей про мотоклуб «Ночные волки». Ну а что, хорошая ведь история. Приятно лишний раз вспомнить.
Историческая справка
Байкерский клуб «Ночные волки» был основан в мае 1989 года, сотрудничал с неформальными рок-клубами СССР, с 1992 года входит в международное байк-движение. В 1990-е годы пользовался репутацией альтернативного, анархистского движения
Начиная с 2008–2009 годов активно участвуют в политической и религиозной жизни государства. В 2009 году приняли участие в крестном ходе вместе с Андреем Кураевым, в 2012 году провели автопробег «в поддержку патриарха Кирилла, РПЦ и традиционных ценностей Российской цивилизации». Владимир Путин участвовал в мотопробеге «Ночных волков» по Крыму в 2010 году и присутствовал на фестивале в Севастополе в 2012 году. В январе 2014 года патрулировали улицы Севастополя вместе с российскими военными, позже Залдостанов организовал движение «Антимайдан»
В августе 2014 года в Севастополе прошло байк-шоу в честь присоединения Крыма к России, в апреле – мае 2015 года организация провела мотопробег Москва – Берлин
Фото: ИТАР-ТАСС, РИА Новости
Евгения Тимонова
Источник: slon.ru