КНДР: пропагандистские мифы и ядерная реальность

By admin May 18, 2015

Главной проблематикой неожиданных, но многочасовых переговоров Президента России В. В. Путина и государственного секретаря США Дж. Керри считается кризис на Украине, в Ираке, в Афганистане, Сирии, Ливии и Йемене. Список кризисных стран совпадает с региональной активностью мирового «гегемона» в XXI веке.

Лишний раз подтверждая катастрофические издержки однополярного мира. Реализм массовых казней и террористической активности в Ираке, Сирии и Афганистане, разрушение йеменской, ливийской и украинской государственности вполне очевидно. Совершенно не очевидно, каким образом мировое сообщество будет противостоять старым и новым вызовам – с учетом ситуативного реагирования на многочисленные проблемы и глубоких разногласий между основными геополитическими силами.

Дальнему Востоку в итоговом коммюнике сочинских переговоров середины мая 2015 года посвящена всего одна строчка:

«Россия и США консолидировано полагают, что залогом прочного мира и долгосрочной стабильности на Корейском полуострове является его денуклеаризация»

Задача чрезвычайно актуальная, масштабная и важная. Соседями КНДР являются Россия, Китай, Япония и Южная Корея. Суммарный вес экономик этих стран превышает показатель ВВП евроатлантического «золотого миллиарда». Дестабилизация Северной Кореи – проблема планетарного масштаба. Денуклеаризация региона станет таким же вкладом в будущее человечества, как изобретение пенициллина или вакцины против оспы.

Однако подготовка и сам доступ к ядерному разоружению Корейского полуострова крайне затруднены. Не только объективными особенностями существования КНДР, но и многочисленными мифами об этом государстве. Шаблонное мышление упрощает мозговую деятельность, сводит политику к набору безусловных рефлексов. В отношении КНДР мифы полностью затмили реальную жизнь 25-миллионной страны. Они порождаются самоизоляцией Пхеньяна и вождизмом его лидеров не меньше, чем желанием Сеула и Токио демонизировать соседа.

Как работает мифотворчество относительно замкнутых социумов, можно продемонстрировать на конкретных примерах – кадровых и общественных.

В недавних сообщениях западных СМИ жутко описывалась судьба министра северокорейской обороны. Товарищ вице-маршал уснул во время речи лидера страны на очередном совещании. За что был расстрелян из зенитных орудий – перед трибунами, при большом скоплении руководителей высшего и среднего звена. После чего состоялись танцы и праздничные гуляния, согласно рапорту южнокорейской разведки.

Верховный руководитель КНДР действительно может репрессировать любого подчиненного. Но сама процедура публичных изуверских казней еще ни разу не подтвердилась. Подробности таких экзекуций раз за разом будоражат воображение полетом пропагандистской фантазии. Провинившихся чиновников расстреливают из минометов и живьем скармливают собакам, топят в кислоте и поят расплавленным свинцом. Впоследствии выясняется, что байку о собаках-людоедах придумал южнокорейский блоггер – но опровержений в сотни раз меньше, чем сенсационных разоблачений. Расстреливать человека из минометов, да еще перед многолюдными трибунами – чрезвычайно опасная и неэффективная затея. Прочие выдумки почерпнуты в фильмах ужасов и в средневековых наставлениях по пыточному делу. Однако регулярно публикуются в современных изданиях без необходимости что-либо доказывать.

Из подробностей личной жизни Ким Чен Ына (расставание с эстрадной певицей) усилиями южнокорейской разведки и СМИ был сооружен эпизод вокального геноцида. Все свидетели и коллеги верховной любви отправились в мир иной. Якобы за приверженность христианской вере и за съемки в непристойных фильмах (одновременно!) был уничтожен весь эстрадный коллектив. Официальные обвинения были взаимно неприемлемы, никаких документальных подтверждений в эфир не просочилось. Но десяток молодых певиц был оплакан, режим чучхе – в очередной раз заклеймен за свое звериное нутро и жестокий оскал. Пока через восемь месяцев после «казни» не состоялся концерт с участием всех «непристойных христианок», во главе с бывшей пассией вождя…

Визуализация информации – прекрасный и ёмкий метод доказать свою правоту. В аккуратно отретушированном виде. Космические снимки Корейского полуострова с ярко освещенной южной частью и доминирующей тьмой на севере известны уже десяток лет. Их публикуют с завидной регулярностью, столь же регулярно игнорируется фотографическая достоверность. Достаточно совместить кадры «Южный блеск и серость Севера» с географической картой – и можно заметить, что несколько городов Китая и России тоже погружены в темноту. Книгу «Россия во тьме» написал еще Г. Уэллс. Но с тех пор прошло почти столетие, сменились эпохи и технологии. По яркости ночных огней Владивосток вряд ли уступит Пусану, а Далянь – Сеулу.

Голод в КНДР – болезненная и актуальная проблема, в конце 90-ых от него умерло много людей. Насколько много? Пхеньян утверждает, что всего несколько сотен, ввиду империалистической блокады и диверсий внутренних врагов. Сеул уверяет, что погибло несколько миллионов северокорейцев. Экстраполируя данные по наиболее пострадавшим районам на всю страну – что никак не согласуется с научным или объективным подходом. На тему голода в КНДР существует отдельный раздел мифологии. Традиционные блюда корейской кухни часто состоят из природных ингредиентов – но «едят траву, кору и водоросли» исключительно на Севере. Южане же деликатно собирают пряности и приправы в экологически чистых местах. Во время голода 1995-97 гг. южнокорейские СМИ писали об «улицах, заваленных изможденными трупами». Да, но почему несчастные лежали исключительно вдоль дорог? Потому что тела собирали специальные команды на грузовиках. Потому что во избежание эпидемий предписывалось выносить умерших к трассам скорби. Трагедия была, люди голодали и умирали накануне XXI тысячелетия. Но «заваленные трупами улицы» сигнализируют о полном хаосе, его-то не было. Антропологические изменения южан (увеличение среднего роста и пропорций фигуры) связывают с качественным питанием. Разумеется, в ЮК никто не голодает – но более полувека активного проникновения европейской кухни и американского fast-food тоже играет свою роль. В Северной Корее пища не только менее калорийна и обильна, но и более традиционна.

КНДР приписывается полная милитаризация общества. Согласно догматам и практике чучхе, армия превыше всего. Неизвестно, зачем армии балет, футбол, наука, библиотеки, модные показы, многочисленные творческие коллективы и прочие слагаемые гражданской жизни. Трудно понять, зачем армии метро – бомбоубежищ можно накопать значительно дешевле, без мрамора, поездов, эскалаторов и докучливой огласки.
Несколько лет в Южной Корее активно раскручивалась легенда о бутафорском характере пхеньянского метро, с тремя станциями-декорациями и пассажирами из сотрудников спецслужб. Кто-то из журналистов запихнул под землю «потемкинскую деревню» и был широко цитирован (без видео и фото, естественно). Между тем пхеньянское метро состоит из двух линий и 16 станций, с прошлого года проехаться по всему маршруту может любой желающий. Конечно же, сеульское метро в десятки раз протяженнее, комфортабельнее, удобнее. Но стоимость проезда в северной «подземке» дешевле… в 170 раз! О ценовой доступности северокорейского метро вещать почему-то не принято.

В обвинительных разоблачениях северного соседа СМИ Южной Кореи и Японии явно теряют чувство меры и пренебрегают чувствами «угнетаемого народа». Сбежавшие диссиденты рассказывают о таких пытках, что остается поражаться их умению регенерировать. По их словам, всех инвалидов там попросту уничтожают. Тогда в параолимпийских играх от КНДР что, участвуют призраки? Северокорейские хакеры именуются мастерами сетевых взломов. В стране, где Интернет и технологии находятся под жесточайшим властным контролем, стать таким мастером равносильно умению плавать без доступа к воде.

В КНДР за супружескую измену камнями не забивают, за принадлежность к профсоюзам не репрессируют, за скверное отношение к геям родительских прав не лишают, пулей и прыжком с балкона бывших чиновников не люстрируют. Приказов одинаково стричься гражданскому населению никто не отдает, ношение традиционной одежды или френчей отнюдь не обязательно. Да и зачем отдавать такие распоряжения, как контролировать их исполнение?!

Публикации о пренебрежении Пхеньяна к археологии и истории призваны варварски приравнять КНДР и ИГИЛ. Хотя во время войны 1950-1953 гг. вся Корея подверглась варварским бомбежкам, мало что уцелело на всем полуострове. Когда удается обнаружить артефакты прошлого (недавно найдена «пещера Единорога» времен царства Когурё), сарказм адресован названию раскопок. Мол, обнаружены доказательства жития единорогов. Хотя этот зверь присутствует не только в европейской геральдике, но и в корейской мифологии – именно Единорог основал Когурё, согласно легендам и преданиям…

Экономику КНДР отличает плановый, жестко централизованный и сильно милитаризованный характер. Создание собственной ракетно-ядерной программы потребовало колоссальных ресурсов и продолжает их сжигать. Расходы на силовые структуры превалируют над всеми остальными. Что послужило причиной для того же голода в 90-ых годах. Что объясняет крайне скромный жизненный уровень 99.99 % граждан Северной Кореи. Что позволяет соседям опасаться атаки из-за железного занавеса в любой момент.

Но технологическому парку в г. Кэсон (совместный проект Севера и Юга) приписывается исключительная роль по обеспечению КНДР валютой. Естественно, Сеул активно помогает работе совместных предприятий (и недурственно наживается на этом). Но граждане КНДР только из Китая высылают на родину более 100 млн. $ против 80 млн. $ доходов от всего Кэсонского ансамбля. А сколько привозится из мировой фабрики в натуральном виде? А туристы из той же Поднебесной? А торговля с более чем 100 странами и осторожное смягчение экономического регулирования? А торговля оружием собственного производства – негласная, но довольно эффективная?

Миф о могуществе армии КНДР – излюбленная тема южнее 37-ой параллели. Кстати, в Северной Корее за робкое сомнение в подобном могуществе запросто могут расстрелять, пусть и без привлечения минометной батареи. Но многочисленная и технологически отсталая северокорейская армия физически не может противостоять современным – мобильным и мощным, прекрасно оснащенным и обильно финансируемым – войскам. По налету ежегодных часов боевые летчики КНДР уступают южным «коллегам» в 10-20 раз. Все самолеты и вертолеты несут службу как минимум 20 лет, большинство – более 35 лет. В танковых и моторизованных войсках из номинальных 5.000 единиц бронетехники готовы к бою 500-700. ВМФ состоит из мини-катеров и карликовых подводных лодок. Огромное количество зенитной артиллерии расположено стационарно, нет ни одного современного ракетно-зенитного комплекса. Несколько сотен тактических и оперативных ракет собственной разработки еще ни разу не «отличились» успешным пуском далее 200 км. Тотальный дефицит радиоэлектроники, средств связи, качественных боеприпасов и даже топлива никаким энтузиазмом под бравурные марши не заменишь.

Демонизация КНДР приобрела устойчивый и даже самодостаточный характер. В 2006 году Пхеньяну приписывались планы заразить Японию и Южную Корею птичьим гриппом, распыляя отраву с баллистических ракет. В 2009 году стала известна точная дата ракетно-ядерного удара по США (4 июля, циничный подарок ко дню американской независимости). В 2012 году атаку на Токио Пхеньян планировал посредством воздушных шаров с болезнетворными бациллами сибирской язвы. В итоге образ страны стал гротескно-уродливым, разоблачение и естественная гибель многочисленных фейков картины не меняет. 25 миллионов человек подстрижены под одну гребенку, облачены в одинаковые мундиры, уподоблены клонам или роботам. Если собственное руководство их не жалеет, чего ждать от цивилизованного мира?

От цивилизованного мира следует ждать понимания того, что ядерный потенциал КНДР представляет серьезную угрозу миру и безопасности на планете.

Что Пхеньян рассматривает свои 10 бомб как средство геополитического выживания, как статусный и дипломатический артефакт. Как зримое объяснение согражданам, отчего им так плохо живется – создание атомного оружия крайне затратный проект. Что денуклеаризация Корейского полуострова возможна при полноценных гарантиях безопасности для всех корейцев. Как минимум со стороны КНР, РФ, США и Японии на базе резолюции ООН. Что свержение режима крайне маловероятно и попросту опасно для всех соседей – вне зависимости от успеха или неудачи инспирированного мятежа/революции /майдана/переворота. Что улучшением материального и гражданского положения граждан КНДР можно добиться многого за ничтожно малую (по сравнению с атомным грибом) цену. Что средств для доставки боевого заряда у КНДР нет – а это означает возможность загрузки «боеголовки возмездия» в подлодку-камикадзе, на гражданский авиалайнер или на другой экзотический носитель. Что успешные интеграционные проекты – будь то воссоединение Германии, будь то объединение КНР и Гонконга – требуют терпения, взаимного уважения и еще раз терпения. Что силой и принуждением действовать бесполезно. Что лживые спекуляции и новостной экстремизм лишь обостряют ситуацию и провоцируют случайный взрыв насилия. В районе Корейского полуострова этот взрыв может быть ядерным.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply