Что вернулось в нашу жизнь с прошедшим парадом

By admin May 18, 2015

Военный парад на Красной площади подвёл черту под эпохой безвременья. Впервые после геополитического поражения России на брусчатку главной площади страны выехала принципиально новая – а не модернизированная советская – военная техника. Не только мы, но и весь мир следил за строгими парадными «коробками» и самыми современными на сегодняшний день боевыми машинами…

Несмотря на то, что мавзолей был по традиции стыдливо задрапирован, не покидало ощущение, что этот парад принимает не только нынешний Верховный главнокомандующий, но и кто-то другой.

За прохождением новой боевой техники следил, как минимум, весь прошлый век русской истории. Поэтому вряд ли можно избежать аналогий с последним предвоенным парадом 1 мая 1941 года. Тогда, так же как и сейчас, цель этого масштабного зрелища на фоне полыхавшей в Европе войны была одна: продемонстрировать потенциальному агрессору мощь русского оружия. Кому – понятно. Среди приглашённых гостей были и представители нацистской Германии генерал Эрнст Кёстринг и полковник Ганс Кребс.

Информация о прохождении по Красной площади новейших на тот момент танков Т-34 и КВ-1 противоречивая, на кадрах кинохроники отчётливо видны только БТ-7 и Т-28. Но и последнего довольно. Ведь Т-28 превосходил по защищённости и вооружению практически все существовавшие на тот момент танки, даже новейший германский Pz.Kpfw. IV (кстати, на вооружении армии Финляндии трофейные Т-28 находились до 1950-х годов).

Но главное, по воспоминаниям историков, тогда происходило в небе – строем над Москвой впервые прошли новейшие Пе-2 и МиГ-3. Именно МиГу, самому скоростному на тот момент в мире высотному истребителю-перехватчику, предстояло стать основным защитником неба нашей столицы. На этом самолёте открыл свой боевой счёт и прославленный русский ас Александр Покрышкин.

Тому, что Гитлер первоначальную дату нападения на Советскую Россию перенёс с мая на июнь, в определённой степени способствовало и впечатление, произведённое первомайским парадом. Расчёт Сталина был верен и позволил за оставшееся время, насколько возможно, насытить войска образцами новой техники, начать практическую подготовку к эвакуации производственных мощностей за Урал (ещё до войны начали оборудовать новые заводские площадки), переводу промышленности на военные рельсы.

Времени на полное переоснащение нашей армии враг, разумеется, не дал, но и сделанного хватило, чтобы похоронить мечту о блицкриге на Востоке. Это стало понятно, когда в первые же дни войны в полосе наступления группы армий Север (в Прибалтике) экипаж одного единственного КВ-1 сдерживал в течение двух (!) суток наступление целой танковой группы Рауса (в составе танкого полка). Или же знаменитый бой КВ-1 лейтенанта Коновалова против семидесяти пяти немецких танков (когда из них было сожжено 16, плюс 2 бронетранспортера и 8 автомашин). Ну, а уж о том, каким сюрпризом стала для «железного Гейнца» (Гудериана) знаменитая «тридцатьчетвёрка», он и сам не поленился описать в воспоминаниях.

Так или иначе, но когда кумир нынешних пропагандистов, Геббельс у себя в дневнике напишет: «Будто чудовищный великан всё лепит и лепит для русских новую технику на Востоке», стало окончательно ясно, что зря дорогие фашистские камрады не поверили первомайским военным парадам в Москве и в Киеве. А уж в столице-то советской Украины, по воспоминаниям маршала Баграмяна, и Т-34, и КВ-1 парадным строем прошли. Танки, точно так же, как и нынешние Т-14 «Армата», намного опередившие инженерную мысль своего времени.

В общем, смотреть внимательнее парады на Красной площади надо. Нам – для законной гордости, им – чтобы задуматься о том, стоит ли начинать…

Алексей Шорохов

Источник: narpolit.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply