Россия не могла позволить себе оборонный бюджет в 4% ВВП и в хорошие времена, а тем более – в условиях низких цен на нефть, санкций и рецессии
9 мая Россия провела самый большой военный парад с советских времен. Как и тогда, по Красной площади прошла новейшая военная техника, в том числе и новый танк Т-14 «Армата». И – также в традициях того времени – когда танк внезапно остановился во время репетиции парада, он сразу стал предметом шуток, в том числе и на экономическую тему: «Танк «Армата» обладает беспрецедентной разрушительной силой: один батальон может уничтожить весь российский бюджет!»
Это, конечно, преувеличение (один танк стоит около $8 млн). Но в этой шутке отразился еще один призрак советской эпохи: завышенные военные расходы. Российский бюджет и так пострадал от низких цен на нефть и санкций, военные расходы могут оказаться ему не по карману.
Более того, в последние месяцы рост военных расходов быстро ускорился, превысив и без того амбициозные планы властей.
Бюджет России на 2015 год был составлен прошлым летом, когда предполагалось, что цены на нефть останутся на уровне $100 за баррель, годовой рост ВВП составит около 2%, а инфляция – 5%. Затем цены на нефть рухнули, экономика сжалась, а инфляция достигла двузначных цифр. К этой реальности российские власти адаптировались медленно: президент Владимир Путин подписал пересмотренный бюджет лишь в апреле.
Новый бюджет намного реалистичнее: расходы сокращены примерно на 2% в номинальном выражении. На фоне годовой инфляции минимум 11% это означает, что реальные расходы сократились по крайней мере на 8% от запланированного ранее уровня.
Тем не менее поскольку низкие цены на нефть и спад экономики приводят к снижению доходов бюджета, его дефицит вырастет с 0,5% до 3,7% ВВП. Это серьезная проблема, так как Россия, несмотря на незначительный размер суверенного долга (всего лишь 13% ВВП), не может занимать на мировых финансовых рынках из-за санкций.
Поэтому у российского правительства остается только один вариант финансирования бюджетного дефицита – воспользоваться Резервным фондом. В нем осталось около 6% ВВП, поэтому Россия сможет финансировать дефицит в размере 3,7% не более двух лет. Затем ей придется либо изменить политику на Украине ради отмены западных санкций, либо провести существенные – и политически опасные для властей – дополнительные сокращения бюджетных расходов.
Но даже такой сценарий является излишне оптимистичным.
Согласно данным о фактическом исполнении бюджета за первый квартал 2015 года необоронные расходы находились на запланированном уровне (16,5% квартального ВВП), а военные расходы превысили 9% квартального ВВП – это более чем вдвое больше, чем предусмотрено бюджетом. Иными словами, Россия уже истратила больше половины своего военного бюджета на весь 2015 год. Такими темпами ее Резервный фонд опустеет уже до конца года.
Дискуссия о военных расходах началась еще в 2011 году, когда Дмитрий Медведев, занимавший должность президента, предложил увеличить военные расходы на 20 трлн рублей в течение 10 лет, повысив оборонный бюджет с менее 3% ВВП до более 4% ВВП. Министр финансов Алексей Кудрин (при котором российский бюджет был профицитным, был создан Резервный фонд и практически полностью погашен госдолг) заявил, что Россия не может себе позволить подобное увеличение расходов, и был уволен.
Увольнение Кудрина не сделало его аргументы менее убедительными. Цель Кремля была амбициозной не только по российским, но и по мировым стандартам. Большинство европейских стран тратят менее 2% ВВП на оборону; Китай тратит чуть более 2%; США тратят около 3,5%. По данным Всемирного банка, только девять стран в мире, в том числе Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Израиль, тратят более 4% ВВП на военные расходы.
Россия просто не выдержит выделения такой значительной части бюджета на армию. Более того, как оказалось, российская оборонная промышленность не имеет мощностей, способных выпускать современную технику в таких объемах. Неудивительно, что в последние годы разразился целый ряд скандалов, связанных с завышением цен и коррупцией. Целый ряд чиновников и руководителей оборонных предприятий были уволены. Тем не менее вплоть до нынешнего года реальные оборонные расходы оставались на уровне около 3% ВВП.
Тем примечательнее резкий рост военных расходов России в 2015-м. Он означает, что власти отчаянно стремятся сохранить поддержку населения, несмотря на падение экономических показателей, и поэтому заинтересованы не столько в инвестициях в новейшую технику, сколько в демонстрации своей поддержки повстанцев в восточной Украине, пусть даже ценой будущих экономических трудностей. Возможно даже, что российские власти готовят крупное наступление в ближайшие месяцы. С другой стороны, не исключено, что в необычно высоких военных расходах просто отражается более высокая, чем ожидалось, цена этого конфликта. Возможно и то, что военные опасаются роста инфляции или отсутствия денег в конце года и просто хотят получить большую часть годового бюджета в начале года (интересно, что невоенные расходы финансируются как обычно).
В любом случае опасения Кудрина сейчас даже более актуальны, чем в момент его отставки.
Если Россия не могла позволить себе оборонный бюджет размером в 4% ВВП в хорошие времена, то сейчас, столкнувшись с низкими ценами на нефть, западными санкциями и экономической рецессией, она тем более не сможет справиться с таким высоким уровнем расходов на армию. Конечно, правительство может надеяться на восстановление цен на нефть – ведь раньше они всегда росли, когда Россия в этом нуждалась. Но, как показал заглохший на Красной площади танк Т-14, удача вдруг может отвернуться от российских властей.
Сергей Гуриев
Источник: forbes.ru