Бурунди: цветная революция провалилась

Бурунди: цветная революция провалилась

Если ежедневно переживать по поводу действий Навального, обсуждать новости Украины и прикидывать, куда и с какой скидкой пойдет российский газ, то можно решить, что, кроме как у нас, нигде ничего важного не происходит. А между тем в далекой африканской Бурунди только что закончилась неудачей попытка государственного переворота. И это не просто какое-нибудь противостояние местных царьков. Если разобраться, то ситуация куда интереснее.

Хотя, на первый взгляд, ничего экстраординарного в Бурунди не происходит. Подумаешь, одна группа, стоящая у власти, пресекла деятельность другой группы, к этой власти стремившейся. Эка невидаль для экваториальной Африки. Даже жертв-то толком не набралось. Всего сообщается примерно о двух десятках убитых и 60 раненых. И задержанных еще около шестисот человек. Невелик размах. Но есть некоторые детали, которые могут превратить неудачную попытку государственного переворота в знаковое событие.

Предлагаю разобраться подробнее, что же все-таки произошло в далекой солнечной Бурунди.

Истоки конфликта, как водится, теряются в глубине веков. Однако если не вдаваться в исторический экскурс и отбросить все предшествующие этапы становления республики Бурунди, то первый тревожный звоночек прозвучал год назад, когда МИД Бурунди выслал из страны представителя ООН в ответ на обвинения в подготовке насилия во время предстоящих президентских выборов. Главу службы безопасности ООН в Бурунди попросили из страны после его доклада о том, что действующий президент вооружает молодежное крыло правящей партии.

Поводом для заявления послужил проект конституционной реформы, которую продвигал президент Бурунди. Пьер Нкурунзиза на тот момент занимал президентский пост в течение девяти лет и на предстоящих в 2015 году выборах хотел выставить свою кандидатуру в третий раз. Действительно ли Пьер Нкурунзиза передавал оружие своим сторонникам — неизвестно. Однако гражданской войны не случилось, да и разборки этого года происходили между разными группами военных, в руках гражданского населения больших объемов оружия не всплывало.

События последних дней

Намеченные на 26 июня президентские выборы приближались, и у действующего главы государства появилась реальная перспектива в них поучаствовать. Конституционный суд Бурунди постановил, что на первый президентский срок Нкурунзиза был избран парламентом, а значит полноценные всенародные выборы станут для него вторыми, что вполне соответствует конституции. С этим согласились не все.

Пятого мая к посольству США направилась колонна протестующих против решения Пьера Нкурунзизы занять президентский пост еще на 5 лет. Полиция Бурунди, стреляя в воздух и применяя слезоточивый газ, за 10 минут разогнала демонстрацию. Помимо протестующих у здания посольства Штатов уже стояли студенты закрытого недавно университета. Почему точкой сбора стало именно американское посольство, не сообщается, однако действия официальных властей неожиданно не понравились США. Джон Керри выразил озабоченность и назвал решение Нкурунзизы баллотироваться на третий срок “пощечиной конституции”, а на последовавшем через три дня закрытом заседании ООН со стороны США прозвучало знакомое слово – “санкции”.

Апогей волнений пришелся на 13 мая, когда бывший глава разведки Бурунди генерал-майор Гоутфройд Нийомбаре, пользуясь тем, что президент отбыл на региональный саммит в Танзанию, объявил об отстранении Нкурунзизы с поста президента и формировании переходного правительства. Последовала неудачная попытка захвата телецентра, прекращение телерадиовещания, и уже через два дня лидер путчистов сам объявил о подавлении восстания.

Естественно, что попытку свержения законной власти осудили все — от стран африканского союза до генсека ООН, однако угроза санкций все равно сохраняется, несмотря на обещание Нкурунзизы простить всех, кто добровольно сложит оружие.

Где-то это уже было

И все бы ничего, если бы не студенты у американского посольства. Уж больно знакома эта картинка. Причем если нам она памятна событиями в Киеве, то африканцы сталкивались с подобным у себя на континенте.

Два месяца назад в соседней с Бурунди Демократической Республике Конго были арестованы участники пресс-конференции в поддержку молодежного движения в Конго. Неожиданно выяснилось, что конголезцев среди участников нет, зато обнаружились представители движения Y’en a Marre, которое участвовало в организации три года назад гражданских протестов в Сенегале, ребята из организации Balai Citoyen, возглавившей в прошлом году “народное восстание” в Буркина-Фасо. Ну и на закуску американский дипломат Кевин Стерр из всемирно знаменитой USAID — агентства США по международному развитию. В Киншасе эти люди митинговали в поддержку движения “Филимби”, выступающего за увеличение молодежи в политике.

Регулярно вспыхивающие в Африке “народные восстания”, происходящие под руководством молодежных движений, управляемых из Вашингтона, позволяет предположить, что и в Бужумбуре к американскому посольству студенты стянулись исключительно потому, что учиться им стало негде. Однако правоохранительным органам Бурунди удалось разогнать демонстрантов до их встречи со “студентами”.

А есть другие варианты?

А что же мы? Неужели внешняя политика России дотянулась до центральной Африки? Внимательно смотрим… Вот оно. В январе этого года Сергей Лавров уже встречался с главой МИД Бурунди Лораном Кавакуре и обсуждал с ним перспективы сотрудничества России и Бурунди.

Надо сказать, что существующие между нашими странами экономические связи развиваются. Небольшой, по меркам нашей страны, товарооборот ежегодно прирастает на 30 – 50 процентов. Бурунди экспортирует кофе, хлопок и шкуры, а вот промышленным производством в этой стране занимаются в основном европейцы. Однако многие уже разведанные месторождения толком не используются, и тут Москва могла бы оказать Бужумбуре посильную помощь.

Также одним из направлений сотрудничества являются гуманитарно-образовательные связи. Ежегодно в Россию за образованием приезжает 77 граждан Бурунди. В основном это студенты медицинских направлений. И на встрече министров иностранных дел обсуждался вопрос увеличения квоты.

Но все это возможно исключительно при стабильной ситуации в Бурунди, а сложившаяся в стране обстановка от стабильной пока далека. Правда, есть все основания думать, что кризис удалось перебороть. Причем, если в Буркина-Фасо государственный переворот удался, а в Конго был пресечен в зародыше, то события в Бурунди демонстрируют, что решительными и умелыми действиями ликвидировать полномасштабное восстание вполне реально.

Похоже, что американская технология организации цветных революций засбоила, однако политика США не готова к оперативным изменениям. То, что удавалось в Грузии и на Украине, в Африке срабатывает через раз. Вслед за увеличением количества пришло снижение качества, но менять накатанную схему некогда, да и, похоже, некому.

Илья Новицкий

Источник: politrussia.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий