По вопросу об антироссийских санкциях в ЕС образовались три лагеря.
В Евросоюзе обозначился раскол по поводу того, стоит ли продлевать санкции в отношении России. Можно выделить три лагеря: ярые сторонники «кнута», противника такого рода давления и своего рода «центр» – санкции продлять, но не ужесточать. Чья линия в итоге возобладает?
Разговоры относительно того, стоит ли наказывать Россию из-за происходящего на Украине, идут в Европе буквально каждый день. Споры кипят и в Европарламенте, и в национальных законодательных органах, и в СМИ. Практически в каждой стране есть как сторонники усиления давления на нашу страну, так и желающие поскорее покончить с антироссийскими мерами воздействия, которые бьют по самим европейцам. Тем не менее соотношение сил в разных странах неодинаковое.
Полутонов и даже четвертьтонов в данном вопросе существует много, но всё-таки явно выделяются три группы стран. К первой относятся антироссийские «ястребы», которые каждую неделю выступают с новыми требованиями по ужесточению давления. Второй – сторонники «средней линии»: действующие санкции продлить, но новые – не вводить. Наконец, всё громче слышен и голос тех, кто настаивает на полной отмене введённых ограничений. Причем иногда государства переходят из одного лагеря в другой.
Лидером яро антироссийской группы можно считать Великобританию. Наши отношения с англичанами все последние годы оставляют желать лучшего. Потому неудивительно, что премьер Дэвид Кэмерон или кто-то из других руководителей страны постоянно говорят о необходимости ещё и ещё наказать Россию.
Англичане сделали и практический жест – отправили на Украину одну партию бронетранспортёров, и теперь готовы послать ещё какое-то их количество, а также инструкторов для обучения бойцов Нацгвардии.
Второй по политическому весу среди противников России остаётся Польша. Она постоянно говорит и об ужесточении санкций и о поставках оружия на Украину. Польских политиков не смущает то обстоятельство, что их страна уже понесла огромные убытки от запрета на ввоз в Россию своих яблок. Но в данном случае, похоже, взыграла историческая память. Вытеснить Россию с Украины Польша пыталась испокон веков, и теперь она очень хочет использовать представившийся шанс.
Бесконечное количество антироссийских речей произносят политики в Литве и Эстонии. Президент Даля Грибаускайте договорилась до того, что назвала Россию «террористическим государством». Настойчиво добивается наказания России и Румыния, в которой после прихода нового президента Клауса Йоханниса в этом плане не изменилось ничего. Румыны хотят поскорее втянуть в евроатлантическую орбиту Молдавию, а наша страна им явно мешает.
Более сдержан в заявлениях президент Латвии Андрис Берзиньш, однако другие латышские политики с лихвой восполняют этот «пробел». Потому и эту прибалтийскую страну стоит записывать в лагерь «ястребов». А вот Швеция, судя по всему, его покинула. В друга России она, конечно, не превратилась, но после ухода с поста главы МИД давнего недоброжелателя нашей страны Карла Бильдта тон шведских руководителей смягчился. По крайней мере, в первых рядах желающих ужесточить меры воздействия премьер Стефан Лёвен не заметен.
Список стран, придерживающихся «средней» линии, продолжают Дания и Голландия. Представители двух королевств высказываются о нашей политике весьма критично, но, в отличие от англичан, они не готовы пойти на поставку Украине оружия.
К этой же группе государств следует отнести также Болгарию и Хорватию. Они стараются следовать «генеральной линии» Евросоюза на сохранение санкций. Стараются, даже если обе теряют в деньгах, которые приносят им щедрые российские туристы.
Есть три страны, которые допускают и ужесточение санкций, и их смягчение. Речь идёт о Финляндии, Бельгии и Словении. Финляндия имеет с нами серьёзный торговый оборот, и финны пострадали от запрета на ввоз сельскохозяйственной продукции из ЕС. Колеблются и словенцы – они в последние годы наращивали сотрудничество с нами. Они, а также бельгийцы, признают, что ограничительные меры бьют по самому Евросоюзу, но чётко и ясно выступить против них не решаются.
Особый разговор – Германия и Франция. Канцлер Ангела Меркель постоянно говорит о том, что надо бы дополнительно надавить на Россию, но глава МИД Франк-Вальтер Штайнмайер не настроен на усугубление противостояния. Меркель также приходится сталкиваться с существенной оппозицией как в Бундестаге, так и в деловой среде. В итоге немцы склоняются к формуле «действующие – продлеваем, новые – не вводим». Этой же линии в итоге придерживается и ЕС в целом.
Примерно так же ведёт себя и Франция. Президент Франсуа Олланд никак не отдаст России «Мистрали», и никак не выскажется за отмену ограничений в отношении России. За это ему достаётся и от предшественника Николя Саркози, и от ультраправых и крайне левых. Получается, что значительная часть французской политической элиты высказывается за прекращение санкций, но действующая власть на это не идёт.
Не входящие в Евросоюз, но тесно связанные с ним Швейцария, Норвегия и Исландия к числу «ястребов» не относятся. Та же Норвегия потеряла многие миллиарды крон от запрета на ввоз в Россию рыбной продукции. Швейцарцы несут убытки по банковской линии. Тем не менее все три государства не могут позволить себе испортить отношения с ЕС, а потому каждый раз вслед за ним вводили новые ограничения. Правда, впереди «брюссельского паровоза» никогда не бежали.
Особого отношения к происходящему не высказывала Ирландия. Здесь скорее работает формула «молчание – знак согласия».
Если ЕС с подачи Германии и Франции пока выбирает «среднюю линию», то и ирландцы не возражают. А вот Португалия, Мальта и Люксембург возражать начали.
По крайней мере, в марте проходили сообщения, что главы правительств этих трёх стран на встрече в Брюсселе впервые чётко высказались за остановку санкционной спирали.
Существует в Евросоюзе группа государств, которая уже длительное время выступает против продления санкций. Среди них – большинство государств Центральной Европы. Нельзя сказать, что наши отношения с Чехией, Венгрией и Австрией всегда были прекрасными – бывало всякое. Но в последние годы у нас с ними сложились хорошие экономические связи – и в энергетике, и по банковской, и по промышленной линии. Кроме того, все три страны когда-то составляли единое целое с Западной Украиной, а потому лучше других понимают, что к чему.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент Чехии Милош Земан буквально каждую неделю рассказывают о том, что санкции бьют и по их странам, и по ЕС в целом. Но ладно Орбан – у него отношения с ЕС складываются тяжело, и ему нужна другая точка опоры. Ладно Земан – он порой позволяет себе эпатаж. Однако канцлер Австрии Вернер Файманн на вид – обычный бюрократ. Но и он сухо говорит о том, что его страна от ограничительных мер теряет. Теряет «Райффайзенбанк», теряет строительный гигант «Штрабаг». Да много ещё кто теряет.
Со Словакией у России таких глубинных споров, как с другими странами региона, вообще не было. А её премьер Роберт Фицо – давний партнёр нашей страны, на протяжении многих лет высказывающийся за развитие сотрудничества с РФ. В своё время он первым среди политиков в Европе сказал, что войну в Южной Осетии развязала Грузия. А сегодня он последовательно выступает за отмену ограничительных мер, ибо от них словацкая экономика несёт потери.
Неформальным лидером группы противников санкций называют премьер-министра Италии Маттео Ренци. В последнее время против давления на Россию высказывалось руководство Испании.
Что ж, политиков из стран Южной Европы можно понять. Те же итальянские компании много вкладывают в Россию, испанцы же много поставляют нам плодоовощной продукции. Кроме того, и на Апеннины, и на Пиренеи в довольно больших количествах приезжают российские туристы. Терять большие деньги для стран, выкарабкивающихся из кризиса, не хочется.
Особый разговор – Греция и Кипр. Оба греческих государства и в предыдущие месяцы были не в восторге от санкций, но теперь их, что называется, «прорвало». Президент Кипра Никос Анастасиадис готов предоставить России военно-морские базы острова. А новый греческий премьер Алексис Ципрас даже в условиях бедственного экономического положения страны говорит о том, что его стране санкции не нужны. Действительно, греки теряют в деньгах, а политически ничего не приобретают. Политических проблем между нами нет, и создавать их незачем.
Таким образом, раскол по российскому вопросу очевиден. Едва ли он приведёт к развалу Евросоюза, однако точно не поспособствует укреплению его единства. Сторонников отмены ограничений становится всё больше – и это приятная тенденция. Однако, вероятнее всего, всё же возобладает «средняя линия» – действующие санкции продлить, новые – не вводить. Сторонников такого подхода больше всего, да и давление со стороны США не проходит бесследно. Не может пока Европа совсем уж пойти наперекор американцам.
Для России же открывается неплохое поле для серьёзной дипломатической игры. Как не поиграть на противоречиях? К тому же нынешняя ситуация заставила нас обратить более пристальное внимание на политику стран, по размеру уступающих Испании. Ими российская дипломатия иногда пренебрегала в предыдущие годы, но выясняется, но многие из не самых больших государств способны проводить собственную линию и не оглядываться на Германию или за океан. Не всё на европейском направлении плохо, но поработать придётся.
Вадим Трухачёв
Источник: stoletie.ru