В современном мире атомное оружие служит фактором стратегического сдерживания и призвано обеспечивать хрупкий мир между государствами. В рамках такой концепции очень важен паритет между игроками: РФ и США, Индия и Пакистан… К сожалению, не все вписывается в эту стройную систему. Например, динамика арсеналов Англии и Франции вызывает у стороннего наблюдателя пару вопросов.
Если верить данным Федерации американских ученых, то количество ядерных боеголовок, стоящих на вооружении Великобритании и Франции менялось следующим образом:
До 1973 года Великобритания активно наращивала ядерный потенциал, с 1981 началась утилизация накопленного. Пик максимальной французской ядерной мощи пришелся на 1991, в дальнейшем наметилась тенденция к сокращению.
Интересно, что с начала 2000-х оба графика идут синхронно с временным лагом в два года. Сначала Англия обновляет свой ядерный арсенал, через два года Франция делает то же самое. Скорее всего, это говорит о наличии какого-то договора между двумя странами. Однако в открытых источниках нет такой информации.
Некоторую ясность вносит ядерная доктрина Франции, разработанная еще в 50-х. Ее суть: более слабое в военном смысле государство может диктовать свою волю сильным игрокам путем угрозы нанесения атомных ударов по крупным городам и стратегически важным объектам. Доктрина последовательно воплощалась в жизнь. На данный момент Пятая республика располагает новейшими баллистическими ракетами подводного базирования, которых немного (около 300), но достаточно для нанесения существенного ущерба любой мировой державе.
Судя по тому, что ядерные силы Великобритании имею такую же структуру (около 200 термоядерных боеголовок, баллистические ракеты Трайдент II, размещение на атомных подводных лодках), у англичан схожая доктрина: немирный атом как последний аргумент в споре с более сильным противником.
Скорее всего, на данном историческом этапе Англия и Франция не противостоят друг другу, стараясь сохранить паритет, а дружат против остального мира. Именно этим объясняется синхронность в развитии их ядерных арсеналов.
Вывод косвенно подтверждается тесным сотрудничеством двух государств в области обычных вооружений (как яркий пример, создание совместных подразделений ВВС) и заявлениями официальных лиц: в 2010 году на встрече премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и президента Франции Николя Саркози было озвучено, что оборонные интересы обеих стран – общие. Кроме того, 2 ноября 2010 стороны официально анонсировали создание объединенного исследовательского ядерного центра на базе британского объекта в Алдермастоне.
Максим Волков
Источник: rusrand.ru