Российская политика вся стала подковерной – и сам ковер от этого уже трещит

By admin Feb 11, 2016

Никто уже и не пытается выдать намечающийся у нас театр абсурда с выборами в Госдуму за политику.

Российская политика вся стала подковерной – и сам ковер от этого уже трещит

Это не политика, а совершенно отдельная и абстрактная вещь. Можно сказать, что у нас “гибридный” и “вежливый” парламент – и Россия перестала быть страной с публичной политикой. Однако совсем без политики в обществе не бывает (“политика” и есть то, что описывает общественные отношения).

Нет публичной политики – ее место занимает непубличная, “дворцовая”, “византийская”. От этого последствия не меняются, лишь прибавляется страха у тех, кто вовлечен в эту политику: их шанс попасть под горячую руку венценосца вырастает. Возможно даже, что публичную политику придумали непубличные политики, чтобы избежать эшафота. Иначе никакой родовой аристократии просто бы не осталось.

Так как Россия предпочитает ходить своими особыми путями, надолго скрываясь во мраке, а потом вдруг из него появляясь, давайте рассмотрим нашу непубличную политику – ее состав, силы и т.д.

 Когда-то, на заре прихода Путина к власти, все было просто: путинские “силовики” выступили против ельцинских либералов. Путинские были тогда одной командой, дружной, сплоченной и азартной от бедности. Противников разбили очень быстро – те даже не поняли, что с ними воюют как с единой силой, и потому старались выживать поодиночке.

Любопытно, что победили “либералов” как раз те, кого сегодня к “силовикам” и не относят, называют “правительством”, а возглавляет его – Дмитрий Анатольевич Медведев. Всю тяжесть рушащейся российской экономики с ее высокой инклюзивностью (это когда Ходорковский говорил Путину, что одним указанием может лишить несколько регионов ГСМ и вызвать этим политический кризис, но этого не делает, и потому он молодец) взвалило на себя “Медведевское правительство”. (Медведев был в ту пору зам главы Администрации Президента). Оно вытянуло! В прямом смысле этого слова: вытянуло у олигархов под контроль государства все то, что они успели отжать за предыдущее время.

 Что же в это время делали те, кого сегодня называют “силовиками”? Они возглавили силовые структуры, где потихонечку осваивались в новом для себя качестве (напомню, на момент своих назначений это были обычные подполковники в отставке, давно завершившие “силовую” карьеру). Пока “правительство” боролось с экономическими проблемами, “силовики” зрели духовно и набирались ума-разума, читая в книжках Дугина и прочих патриотов о том, как на самом деле устроена Мировая Власть.

Борьба “правительства” с “ельцинскими либералами” отнюдь не поражала своей искусностью, многоходовостью и коварством. Отобрав у “старых олигархов” власть и некоторые остатки советской экономики, они совершенно неожиданно для себя наполнили бюджет: цены на нефть как раз поползли вверх! Ну, в общем победителей не судят. Идите и сами попробуйте!.. Что, правда хотите попробовать? А это уже экстремизм!

Силовики окончательно духовно созрели к тому моменту, когда срок президента Медведева подходил к концу. Хитрый Путин никому ничего не говорил, и это тревожило. Возникла реальная опасность (ну, как реальная – все зависит от уровня паникерства), что Медведев пойдет на второй срок и окончательно станет не Местоблюстителем, а Преемником. Очень кстати подвернулись протесты 2011 года: на их основе силовики запугали Путина “оранжевой чумой”, провели спецоперацию “Болотная”, в общем, слегка подвинули Дмитрия Анатольевича.

Украина, Донбасс и Крым стали вершиной деятельности силовиков, их точкой Славы. Правда, потом все равно пришлось звать Суркова, чтобы он за ними подчистил, так как орел летает высоко и плохо представляет, что такое его помет и почему он может испортить впечатление о гордом красавце. Впрочем Сурков вроде бы тоже не очень справился, и на Донбассе произошла “смена кураторов”, как об этом писали заинтересованные блогеры, ошивающиеся вокруг Администрации Президента. Вокруг – потому что внутрь их, конечно, никто не пустит. Внутри разведчики, а снаружи – предатели.

Интересно, на кого кураторы были заменены. Судя по отсутствию бурного ликования среди подголосков “силовиков”, это была “третья сила”. В эту силу развился чуть ли не Шойгу. На это указывает, в частности, то, что недавно кого-то из его окружения арестовали, а потом Путин назначил Тульским губернатором одного из его замов, о чем отдельно было сообщено из Администрации Президента. Уникальный случай, кстати сказать, свидетельствующий о дальнейшей деградации власти. Впрочем, Шойгу может быть с тем же успехом и из “правительства”, за что и страдает.

 “Силовики” ненавидят “правительство” – особенно Медведева. Считают, что его бездействие привело к экономическому кризису, а вовсе не их геополитические игры на Украине и в Сирии. “Силовики” – это не только руководители силовых ведомств, это и Сечин с Роснефтью, и руководители других госкорпораций, и некоторые губернаторы.

“Экономический блок” силовиков – это Глазьев и прочий “экономический форум”, в том числе знаменитый хозяин “Пятерочки” и Совхоза имени Ленина. Они храбрые именно поэтому. В отличие от “правительства”, экономические теоретики “силовиков” никогда не встречались с объективной экономической реальностью и наполнены самыми радужными о ней представлениями. Примерно как Гайдар с командой накануне начала “шоковой терапии”. И методы предлагаются примерно те же самые: возьмем другую, антигайдаровскую схему, все переправим на бумаге – и сим победим наши печальные овраги!

 Однако если кто-то думает, что “правительство” – это суровые профессионалы, держащие экономику России в своих могучих натруженных руках, он тоже разочаруется. Эти хоть с реальностью и встречались, но расстались с ней сразу, так как она перестала соответствовать тому престижному образованию, которое они получили. Так они дальше и жили: “правительство” со своим образованием отдельно, а реальность – отдельно.

Представителей “правительства” легко узнать по особому сленгу, который они выработали на своих конференциях, брифингах и прочих кофе-брейках – где они любят обсуждать между собой, как правильно развивать конкуренцию, диверсифицировать экономику и делать прочие очень правильные вещи с нерусскими названиями. Кстати в “правительство” входят далеко не на птичьих правах и так называемые “несистемные либералы” вроде того же Кудрина. Но и назначенным отдуваться за Госдеп, типа Касьянова и Навального, тоже нет-нет перепадают какие-то косточки – как на выборах мэра Москвы, где Навальному хорошо заплатила за роль спарринг-партнера Собянина.

 Значительную часть “правительства” представляют собой региональные губернаторы. Они, может, предпочли бы быть победоносными “силовиками”, но туда их не всех взяли – они ведь не “свои”. В силовики быстрее возьмут какого-нибудь бывшего однокашника, с которым учились где-то вместе кучу лет назад, чем губернатора с 10-летней выдержкой. Потому что одноклассник – “свой”, а губернатор – нет. Вот и приходится несчастным мариноваться в “правительстве” с неясными перспективами.

Недавно вон с Гайзером совсем плохо вышло: нечего ему было против Роснефти в пользу Лукойла интриговать!.. Впрочем губернаторы, особенно те, кто еще с допутинских времен, вроде белгородского Савченко – люди бодрые и стараются свою нишу развивать и отстаивать. И даже рассчитывать на будущую победу.

Когда недавно Медведев на съезде “ЕР” заявил, что эта партия ресурс Путина – он нечто в этом роде и имел ввиду. Губернаторов устраивает еще и то в “правительстве”, что несмотря на его личное расхождение с объективной реальностью, иногда образование все же дает возможность пробиться здравому смыслу. Во всяком случае получить денег на “развитие конкурентной среды в регионе” гораздо приятнее, чем отдать те же деньги на борьбу с Госдепом и Обамой-обезьяной. Деньги потом можно будет потратить на что-нибудь свое, так как “правительству” вовсе не до того, чтобы проверять как исполняются его решения.

 Как ни странно, Путин до сих пор не “ложится” под “силовиков”. Только его позицией можно объяснить то, что силовики еще не сожрали “правительство”. Компромата-то на каждого там – вагоны, а собирать компромат – привилегия “силовиков”. Тем не менее, например, РЖД после отставки Якунина уплыло “правительству”. Все были этим потрясены, а Медведева даже со страху пару раз показали по телевизору в козырном против Иванова, главы Администрации президента, виде.

Только не надо банальничать про “систему сдержек и противовесов”. Такую систему пытаются выстраивать сознательно (и редко в этом преуспевают), в Российской же политике ничего от сознательности нет. Иначе “силовики” не заводили бы себе экономический блок, а “правительство” не лезло бы в армию. Моя гипотеза – это смешение происходит потому, что Путин прекрасно понимает интеллектуальные и практические способности своих героев и не питает иллюзий на их счет. В то же время они единственные, кто спасают его от Госдепа и оранжевой чумы, а заодно решают, как умеют, геополитические вопросы. Умеют не всегда блестяще ­– но зато они “свои”, потому что тоже когда-то вместе где-то учились. Медведев и еще ряд членов “правительства” тоже свои, остальные – не интересны.

 В ближайшее время политика в России будет определяться именно этим противостоянием “силовиков” и “правительства”. Думаю, по мере ухудшения экономической ситуации “силовики” будут набирать вес – просто потому что они предлагают нечто новое со своим Глазьевым и директором совхоза имени Ленина. Может даже, в правительство и войдет кто-то из них, или Глазьев получит вожделенный Центробанк – и тогда экономике России точно трындец. Поскольку самый одаренный теоретик (а Глазьев лишь в теории велик, на практике не вырастил ни одной клубничины) всегда на деле хуже самого посредственного практика.

Впрочем трындец наступит и при том, что все останутся на своих местах или “правительство” победит “силовиков”. Все эти трепыхания и борьба за места большого смысла уже не имеют: российская экономика перестала давать прибыль и стала приносить одни убытки. И вклад обоих группировок в это где-то равен.

Когда же все навернется, появится множество так называемых “третьих сил”, которые будут продолжениями того или другого лагеря. Здесь важно понять всю бесплодность обеих этих направлений и не пытаться выбирать “лучшего из худших”. Любой такой выбор неизбежно закончится разочарованием, а учитывая отсутствие к тому времени резервов – очень быстрому.

 Хотелось бы закончить эту тему библейскими словами: “Как только молния блеснет от Востока до Запада, так и явится Спаситель…” Но исходить приходиться из того, что есть в наличии. А то, что есть в наличии, не позволяет надеяться ни на какие “Новые Силы”.

Новые Силы должны зреть какое-то время – а сейчас не зреет ничего. Являются, как на пожар, какие-то сколоченные под думские выборы “комитеты 25-го января” из разношерстных оппозиционеров, страшно напоминающие спарринг-Навального на выборах Собянина. У этих подставных сил очень смутные общинно-соборные идеи на уровне 17-го века и времен последующих стрелецких бунтов.

Может, нечто настоящее появится чуть позже? Ибо во времена турбулентности политические силы возникают очень быстро. Так быстро, что силовые охранители (как в случае со взятием Бастилии) даже потом начинают ныть про “лагеря подготовки” и высасывать из пальца связи с Мировым Злом (или Мировым Добром, неважно).

Вячеслав Новицкий, Борис Григорьев

Источник

By admin

Related Post

Leave a Reply