Проект новой конституции в Алжире

By admin Feb 3, 2016

Предлагаемый проект новой конституции Алжира был опубликован в средствах массовой информации страны. Новый проект презентован Ахмедом Уяхей, являющимся одним из ведущих политиков-технократов, поддерживающим нынешний алжирский режим. Также он возглавляет одну из политических сил – Национальное демократическое объединение с 15 декабря 1998 года.
Этот проект (политическая реформа) аккумулировал все политические настроения и буржуазные тенденции, ранее преобладавшие в рядах правящей партии «Фронт национального освобождения».

Но в силу того, что эта партия себя дискредитировала, была создана эта новая платформа, на которую бы она опиралась. Иными словами, партия только сменила вывеску, а действующие лица остались те же, сохранившие свои позиции и влияние. Уяхя – это человек, который взял на себя смелость совершить рискованный шаг – продавить этот документ в публичной плоскости. Нас заинтересовали некоторые моменты новой редакции конституции.

В третьей статьи 1-й части новой редакции Конституции говорится о том, что арабский язык является официальным государственным языком в Алжире. При президенте страны будет создан новый орган, в функции которого будет входить распространение и развитие арабского языка, чтобы имплементировать его, как рабочий язык во всех сферах жизнедеятельности, а также способствовать переводам на арабский язык.
В примечании к этой статье (3) говорится о том, что Амазиг (берберский язык) становится вторым официальным. Государство должно работать над развитием этого языка, чтобы его в будущем в полной мере использовать на всей территории страны. При президенте страны будет создана Алжирская ассамблея для развития берберского языка, для чего будут мобилизованы все усилия и ресурсы. Будут определены процедуры и механизмы использования 3-й статьи на основании новой редакции Конституции, которая будет принят парламентом обеими палатами.

Политические и экспертные круги, которые выступают за то, чтобы берберскому языку был присвоен статус официального, существуют еще со времен французской колонизации. До сих пор этот язык остается в «зачаточном» состоянии, нет внятных грамматических правил и у каждой политической силы, которая спекулирует на этой теме, есть свой проект на эту тему. Некоторые предлагают создать письменность на основе латыни, другие – на базе арабской письменности, третьи – на основе греческой и даже кириллицы. Это напоминает, как во времена Ататюрка турецкая письменность была изменена, и ее основой стала латинская письменность. Это было сделано для того, чтобы изменить этнографический и культурно-исторический код нации. Этот проект хотят копировать в Алжире для того, чтобы искоренить исламские корни страны, как морально-нравственную платформу – цивилизационный выбор.

Проект новой конституции в Алжире

Алжирская власть после резкого падения цен на нефть на мировых рынках, и когда стало понятно, что социальный взрыв уже неминуем, начинает отвлекать общественное мнение реформами подобного рода. Подобные маневры характерны для правительств в тех странах, где власть начинает терять свои позиции, свою легитимность, и для того, чтобы разрядить ситуацию, они начинают отвлекать людей реформами, не имеющими никакого отношения к тому, что на самом деле является первостепенным в данный конкретный момент. Это спорная статья, которая может привести к столкновениям между различными политическими силами в Алжире. Даже может спровоцировать «сепаратистские» тенденции в определенных регионах.

Вызывает интерес и статья 73 нового проекта конституции. В ней говорится о том, что на пост президента Алжира может баллотироваться кандидат, который отвечает следующим требованиям:
– кандидат не может иметь другого гражданства, кроме алжирского;
– он должен является гражданином Алжира;
– отец и мать кандидата в президенты должны быть гражданами Алжира;
– он должен быть мусульманином (исповедовать ислам);
– на момент выборов ему должно исполниться не меньше 40 лет;
– он не должен быть ограничен в правах;
– его супруг (супруга) должен (должна) быть гражданином (гражданской) Алжира;
– должно быть доказано, что последние десять лет до выдвижения в кандидаты на пост президента, он постоянно проживал в Алжире;
– необходимо документально подтвердить свое участие в национально-освободительной революции (первого ноября 1954 года)), если он родился до июля 1942 года;
– необходимо доказать непричастность родителей к контрреволюционным событиям в ходе национально-освободительной революции (с 1954 года);
– необходимо предоставить полный список собственности движимой и недвижимой в стране и за ее пределами.

До его назначения Бутефлики президентом он долгое время находился за пределами Алжира больше 10 лет.
Кандидат в президенты должен быть мусульманином – и без того понятно, что в стране, где абсолютное большинство мусульмане, президент вряд ли будет другого вероисповедания.

Ограничение по возрасту (не меньше 40 лет), которое указано в новом проекте конституции, можно считать дискриминационным. Опыт многих европейских и других стран в современном мире показал, что немало лидеров, не достигших 40 лет, прекрасно показали свои возможности управлять делами государства. Стоить напомнить, что те, кто пришел к власти в Алжире после получения независимости, а также в свое время и сам Бутефлика, были не старше 30 лет. Этот пункт конституции связан, скорее всего, со стремлением нынешних правящих кругов, которым в основном далеко за 40, не допустить более молодых и энергичных составить себе конкуренцию.
Условие о том, что супруг или супруга кандидата в президенты обязательно должен быть гражданкой Алжира, также выглядит не таким уж необходимым. Скорее это неправильно.
Что касается пункта об обязательном проживании на территории страны в течение последних десяти лет, то многие представители оппозиции в силу того, что нынешний режим проводит репрессии в их отношении, вынуждены жить за границей. И принятие такого пункта говорит о том, что нынешний режим стремится не допустить серьезных оппозиционных политических деятелей к участию в президентских выборах.
Пункт о том, что родители не должны быть замешаны в контрреволюционных событиях, вызывает недоумение, ведь дети не отвечают за прошлое своих родителей. Поэтому здесь чувствуется также какой-то расчет, так как все, кто сегодня находится у власти, имеют «революционную прописку». То есть, таким образом, круг возможных претендентов сокращается еще больше.
То есть, в общем и целом эта статья вызывает много критических замечаний.

Вызывает интерес еще одна статья нового проекта конституции – 178-я. Она говорит о том, что нельзя вносить какие либо изменения, если они касаются государственного устройства страны, то есть Алжир должен оставаться республикой. Демократия в стране должна быть основана на плюрализме. Ислам всегда должен оставаться государственной религией. Официальным языком в Алжире должен оставаться арабский. Неизменными остаются основные права и свободы алжирских граждан. Неизменной должна оставаться и территориальная целостность Алжира. Неизменны официальные флаг и гимн Алжира. Президент имеет право переизбираться только один раз. Тем ни менее, мы помним, что нынешний президент Бутефлика в 2008 году, опираясь на свой «карманный» парламент, внес изменение в действующую конституцию, которое говорило о том, что президент может переизбираться неограниченное количество раз. На данный момент Бутефлика находится у власти уже четвертый президентский срок. На самом деле конституцию можно пересматривать, но единственное положение в конституционном праве, которое остается неизменным – это то, что источником законотворчества является народ. А любые статьи конституции могут быть пересмотрены, если того захочет народ. Поэтому, эта статья также носит спекулятивный характер.

Источник

By admin

Related Post

Leave a Reply