Кому-то хорошо, а мне — больно

By admin Dec 24, 2015

На Украине Яценюк и дефолт. А у нас Путин и хорошо.

Ну может быть не совсем хорошо, но все равно хорошо. А если даже не хорошо, то во всяком случае лучше, чем на Украине.

Правда лично у меня при таких рассуждениях возникает вопрос: а правильно ли оценивать ситуацию в России, сопоставляя ее с Украиной?

Мне почему-то кажется, что это примерно как оценивать состояние своего здоровья, сравнивая его со здоровьем героинового наркомана, который вмазывает уже много лет, причем пару лет назад перешел на такую дурь, с которой долго не живут.

И вот мы смотрим на Украину и радуемся: ну как же их скрючило! Ниже пояса парализовало, выше пояса опухло, в желудке язва, лица нет, речь невнятная и прочее-прочее.

Да мы в сравнении с ними просто здоровяки! Всего лишь аритмия, одышка, диабет, варикоз, геморрой, несварение, аллергия и близорукость. Здоровяки! Хоть завтра на олимпиаду! Придем к финишу третьими. С конца. Обгоним Украину и кого-нибудь еще.

Нет, ну в сравнении с Украиной мы правда здоровее. Но это очень сомнительное здоровье. Это все равно, что сравнивать двух лежащих в реанимации — один уже два года в коме, а другой в сознании, но дело идет не к выписке, а скорее к интенсивной терапии.

Так чему тут радоваться?

Давайте приведу другую аналогию, если хотите: Украина еще сто лет назад была частью Российской империи, а потом вплоть до 1991 года частью СССР — верно? По сути Украину отделили от России. В каком году это произошло — в 1917, 1922 или 1991 — вопрос отдельный, здесь важно то, что Украина — это в прошлом часть России, которая сейчас отделена. Точнее даже оторвана. Это значит, что сравнивать состояние дел в России с делами в Украине — все равно, что сравнивать состояние здоровья человека, у которого оторвало ногу, со здоровьем той самой оторванной ноги. Так чему радоваться? Предлагаете радоваться тому, что человек без ноги (то есть Россия без Украины) здоровее, чем та самая оторванная нога, которая валяется рядом?

Офигенно здорово!

Кстати, если сравнивать Россию не с Украиной, а с Белоруссией и Казахстаном, которые тоже по сути являются оторванными от прежней России частями, причем у них герграфическое положение и запасы ресурсов даже поменьше, чем на Украине — то разница в уровне получится уже не столь ощутимая.

Да, Россия живет лучше Белоруссии. Но вы сравните ресурсы России и Белоруссии!

Только вдумайтесь — Россия через 25 лет после раздела СССР живет немногим лучше Белоруссии и Казахстана!

А теперь давайте оставим в стороне Украину, Белоруссию, Казахстан и другие республики бывшего СССР.

Давайте сравним Россию со странами, обладающими аналогичной территорией и аналогичными ресурсами.

Полных аналогов мы, конечно, не найдем. Но что-то поближе к России по параметрам, чем Украина — вполне. Причем один из важных параметров — история. Не надо сравнивать Россию с Украиной, чья государственность насчитывает всего 25 лет. Давайте сравним Россию со странами, чья история уходит в века.

Что это за страны?

Это Германия, Франция, Италия, Великобритания и… США.

Европейские страны меньше по территории и не обладают такими природными ресурсами, как Россия. США — сопоставима по территории и ресурсам, больше по населению.

Но главное — все это страны с достаточно длинной историей, это сложившиеся государства. Именно с ними нужно сравнивать Россию, если мы, конечно, претендуем на то, что являемся наследниками Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Великой. Если мы говорим о России как о древнем государстве, имеющем свою историю и традиции, то мы должны равняться на такие же древние государства. Даже США для нас молодняк.

И уж точно не следует ориентироваться на Украину, потому что это государство-новодел, да еще и заведомо нежизнеспособный новодел, противопоставленный своим собственным корням.

Если мы сравниваем Россию с Украиной, значит мы считаем Россию таким же новоделом. Вот только я с этим категорически не согласен.

А что мы увидим, если начнем сравнивать Россию с Германией, Францией, Великобританией и США?

Мы увидим, что Россия остановилась в своем экономическом развитии на две ступеньки ниже. Именно на две, потому что Россия не дотягивает до Германии, Франции и Великобритании как по доходам на душу населения, так и по типу экономики. Германия и Франция — это производственная экономика, Великобритания и США — финансово-производственная, а Россия — сырьевая. Сырьевая экономика находится на ступеньку ниже, чем финансовая и производственная. Может быть даже не на одну. Это все равно, что паровоз и электовоз — разные технологии, разные классы.

Но если бы наш «паровоз» имел хотя бы большую мощность, а он и мощности не имеет. Я говорю здесь не про абсолютную мощность, а про мощность на килограм массы, то есть ВВП на душу населения или средний доход домохозяйства.

Впрочем, это закономерно. Паровозы потому и остались в музеях, что они менее эффективны, чем электровозы.

Так чем мы гордимся?

Тем, что наш паравоз паравознее украинского?

Ну да, пару дает больше, блестит ярче, украшен лучше.

Мне могут возразить, что Германия и Франция уже 70 лет развиваются без потрясений, а мы в 90-е прошли фактически через революцию, смену строя, через сложные экономические реформы. Это верно. Но проблема не только в том, что мы отстаем от немцев, французов и американцев по ВВП на душу населения и среднему доходу домохозяйства. Мы отстаем качественно! У нас качество экономики хуже! И что самое неприятное — мы после 1991 году только ухудшили качество своей экономики. В СССР экономика была производственная, а сегодня наша экономика — сырьевая. Даже в 90-е годы у нас доля производства в экономике была выше, чем сейчас. Мы просто разменяли качество на количество. Похерили производство (не все, конечно, но довольно существенную часть) и наладили экспорт сырья, на доход с которого и купили весь наш «шик и блеск» — автомобили, компьютеры, телефоны, телевизоры, шубы, стройматериалы, путевки в Египет и прочее-прочее.

Мы разменяли качество на количество. И это очень плохой размен. Мы спустились на ступеньку вниз и получили с этого определенный доход, вполне приличный в сравнении с Украиной, но довольно скромный в сравнении с Германией, Францией и США.

Но и это еще не вся беда.

Беда в том, что мы остановились в развитии.

Ладно бы мы набрались сил, спустившись на ступеньку вниз и запрыгнули обратно. Но мы так и остались стоять на том уровне, к которому спустились.

Мы остановились как в качественном, так и в количественном развитии. Наша экономика не меняется в лучшую сторону, она не превращается из сырьевой в производственную. И количественный рост тоже остановился, что вполне закономерно, потому что предел мощности паровоза сильно ограничен.

Мы набрали кое-какую скорость на нашем паровозе, но он не превращается в современный локомотив и не разгоняется дальше, а только стареет, изнашивается и теряет детали на ходу.

Только не надо говорить, что прошло мало времени.

Времени прошло 15 лет.

15 лет назад закончились преобразования в нашей экономике и ее структура последние полтора десятилетия сохраняется практически неизменной. Даже ухудшается.

Что касается количественных показателей — они перестали существенно расти в 2007 году.

Мы так и не вышли из кризиса 2008, а теперь ухнули в новый.

Мы просто потеряли время, наслаждаясь «шиком и блеском», пришедшим к нам в середине нулевых. Вместо того, чтобы использовать это время для развития экономики и набора скорости, мы просто проели сверхприбыли, да и то проедали их не всей страной, а сравнительно узким кругом приближенных к кормушке лиц.

А теперь мы смотрим на Украину и радуемся, что там все еще хуже. Радуемся тому, что есть страна, где живут хуже, где власть обнаглела больше, где народ грабят сильнее. Радуемся тому, что оторванная от нас нога постепенно синеет и перестает подавать признаки жизни.

Глупая радость.

Мне кажется, что только наркоман под воздействием сильнодействующих препаратов может искренне радоваться тому, что у него оторвало ногу и та медленно умирает на его глазах.

А лично мне больно.

Александр Русин

Источник: rusrand.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply