Кирилл Мартынов: неприкасаемый остров

By admin Dec 23, 2015

Президент Крыма Сергей Аксенов публично пожаловался на недостаток полномочий и недофинансирование полуострова федеральными властями. В ответ российские информационные агентства со ссылкой на анонимные источники в правительстве сообщили, что в Москве накопилось раздражение в адрес фигуры руководителя полуострова. Конкретных мер в отношении Аксенова, как и официальной критики правительства, при этом пока не прозвучало. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков даже заявляет, что слухи о конфликте преувеличены. Мол, рабочий момент, всего-то глава региона требует себе особых полномочий и публично критикует правительство.

Ясно, что перед нами попытка купировать конфликт, который уже вырвался в публичную сферу — по инициативе Аксенова. Как герой «русской весны» Сергей Аксенов имеет известный политический вес, но его опыт работы с российской бюрократией незначителен. Он откровенно нарушает правила игры, заявляя публично о своих претензиях к федеральному правительству — такого в действующей политической системе не позволяет себе никто.

Аксенов считает, что правила не для него, ссылаясь на особый статус региона в составе России и трудность стоящих перед ним задач. Он открыто нападает на правительство Медведева, которое не идет на ответные меры, которые воспринимались бы как нарушение существующих договоренностей, и отделывается анонимными комментариями. Глава полуострова видит в этом свою победу и делает еще одно заявление, согласно которому никакой конкретной критики его действий со стороны правительства не было, а на анонимки реагировать не стоит.

Аксенов старается быть уверенным в себе — в конце концов, его власть опирается на безусловную поддержку населения Крыма в условиях «осадного положения» и на консолидированную вокруг его фигуры региональную элиту: эта конструкция поддерживается наличием у Аксенова личных отношений с президентом России. Эта модель уже была опробована в другом российском регионе, о чем ниже.

Политическое противостояние Аксенова и правительства Медведева началось не вчера. Еще в июле прекратило свое существование федеральное Министерство по делам Крыма. «Новой» тогда удалось получить комментарии от сотрудника ведомства, прямо связавшего закрытие проекта с действиями Аксенова, который якобы пытался избавиться от опеки со стороны московских чиновников. Новейший демарш в том же ряду — фактический отказ Аксенова выполнять распоряжение Медведева о сокращении госаппарата на 10% с 1 января 2016 года. «У нас нет таких планов по одной причине — задачи, стоящие перед властями субъекта, отличаются от тех задач, которые выполняют органы власти в мирное время на территории материковой части РФ», — заявил Аксенов. То есть, по мнению Аксенова, федеральное правительство выдвигает к нему заведомо невыполнимые и неразумные требования. Не учитывает специфику полуострова, который, во-первых, отрезан

Особому региону — особое руководство, особые полномочия и особые отношения с центром, такова повестка Аксенова, сформулированная на фоне неадекватных и завышенных, по мнению Москвы, сумм, запрошенных Крымом на реализацию инфраструктурных проектов. Ситуация знакомая, потому что как минимум один особый регион в составе Российской Федерации уже есть — это, разумеется, Чеченская Республика Рамзана Кадырова. Кадыров тоже известен своей способностью резко критиковать действия российских законов и устанавливать «особые отношения», результатом чего стал, например, знаменитый фонтан и рекреационный комплекс в Грозном стоимостью 60 млрд рублей.

Аксенов, возможно, недооценивает влияние премьера Медведева и спектр возможностей федерального правительства — на полуострове продолжаются аресты местных чиновников, а к дискуссии о качестве расходования бюджетных средств людьми Аксенова обещает подключиться Генпрокуратура. В то же время главу Крыма, как и руководителя другого особого региона, по всей видимости, в нынешней ситуации просто невозможно отстранить от должности. Понимая это, «революционер» и делает свои заявления — его регион сейчас является не только особым, но и неприкасаемым.

Скандальные итоги политического сезона в Крыму позволяют сделать три вывода. Во-первых, механизмы разрешения конфликтов деградировали до такой степени, что дискуссия руководителя республики с федеральным правительством выглядит как публичное бахвальство, с одной стороны, и злые анонимки — с другой. Во-вторых, рост числа особых регионов может продолжиться — Кадыров и Аксенов подают пример другим субъектам Федерации.

Неизбежно появятся противоречия между отдельными особыми регионами, решать которые придется в ручном режиме, через вмешательство президента. Наконец, на примере Аксенова видно, как особый статус наделяет его носителя иммунитетом, который позволяет проводить социально-экономическую политику крайне низкого качества, а все неудачи списывать на недостаток полномочий и сложную ситуацию в мире.

Кирилл Мартынов

Источник: novayagazeta.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply