Уравновесить Иран. Часть III

By admin Dec 22, 2015

В США задумались о новой системе безопасности в Персидском заливе

Помимо противоположности взглядов Ирана и арабских государств Персидского залива препятствием к созданию новой системы безопасности в регионе служит и хронический разброд в составе самого ССАГПЗ.

Лишь в последнее время динамика развития событий в регионе и внутриполитические сложности в странах ССАГПЗ несколько поумерили этот разнобой.

Во-первых, угроза со стороны Ирана, которую ССАГПЗ усматривает в военной, финансовой и дипломатической помощи, оказываемой этой страной правящему режиму в Сирии, действиях поддерживаемых Тегераном повстанцев-хоуситов в Йемене и контроле над могущественными шиитскими военизированными группировками в Ираке, привела к беспрецедентной демонстрации единства странами – участницами совета. Эффективным инструментом сплочения стала, в частности, возглавляемая Саудовской Аравией военная операция в Йемене. Даже ОАЭ, прежде равнодушно относившиеся к хоуситской угрозе, присоединились к этой акции, предоставив контингент сухопутных войск и перенацелив свои истребители с атак против исламистских формирований в Ливии на выполнение боевых задач в Йемене.

Еще одна – более тревожная демонстрация сплоченности произошла в сфере внутренней безопасности. Спецслужбы стран ССАГПЗ сегодня сотрудничают в беспрецедентном масштабе, составляя черные списки диссидентов, отказывая в визах иностранцам, критически относящимся к их режимам, и проводят аресты в интересах друг друга. Даже в Кувейте, ранее одном из самых открытых и толерантных монархических государств ССАГПЗ, спецслужбы задерживают политиков, активистов и блоггеров за такие правонарушения, как критика возглавляемой Эр-Риядом операции в Йемене и согласно формулировке Министерства внутренних дел «оскорбления» в адрес королевской семьи Саудовской Аравии. В Бахрейне же кампания арестов развернулась еще шире.

Третьим, менее очевидным источником единения стран Залива стало формирование у них за последние десять лет новой культурной идентичности – халиджи (в буквальном переводе «залив»). Отчасти она насаждается сверху в рамках стратегии правящих режимов – особенно Абу-Даби, Дубая и Дохи – по превращению Залива в один из перекрестков мировой торговли, искусства, образования и спорта. Однако новый национализм Залива формируется и снизу. Комментаторы часто отмечают, что с ослаблением или крушением традиционных культурных центров арабского мира в результате гражданских войн, внешних агрессий и революций – в Леванте, Ираке и Египте – центр тяжести в этой сфере неизбежно перемещается в район Залива.

В экономике мы наблюдаем рост взаимных инвестиций в странах совета. Стимулом для расширения сотрудничества стали в том числе возникшие недавно планы по развитию атомной энергетики и энергетической диверсификации в арабских государствах Залива.

Несмотря на все это, ряд структурных источников разброда в регионе по-прежнему существует и в целом они перевешивают недавние проявления сплоченности. Во многом эти разногласия связаны с династическими распрями, территориальными спорами и просто географическими факторами. Последние с наибольшей наглядностью проявляются в позиции Омана, традиционно занимающего обособленное положение в ССАГПЗ, который издавна считает себя скорее державой Индийского океана и теснее связан с Ираном, чем с Аравийским полуостровом. Это проявилось, в частности, в том, что именно Оман способствовал проведению тайных закулисных переговоров между американскими и иранскими дипломатами высокого уровня, заложивших основу для последующих переговоров группы «5+1» с Тегераном.

США стараются развеять опасения стран Залива относительно ядерного соглашения с Ираном и ухода Америки из региона, продавая им вооружения и обновляя свои действующие обязательства в сфере безопасности. Страны ССАГПЗ – важные партнеры Вашингтона в военной области и борьбе с терроризмом, поэтому поставки оружия и повышение военного потенциала являются важными элементами сотрудничества Соединенных Штатов с этими государствами.

Тем не менее интересы США и некоторых их партнеров из ССАГПЗ различаются и порой значительно. Более того, нельзя утверждать, что страны Залива, особенно Саудовская Аравия и ОАЭ, убеждены в искренности Вашингтона или хотя бы в его способности сделать то, что они хотят, в необходимые сроки. Государства Залива уже обладают и какое-то время будут обладать превосходством над Ираном по обычным вооружениям, а предлагаемые Соединенными Штатами оружие и снаряжение малопригодны для борьбы с асимметричными угрозами, которые, по их мнению, исходят от Ирана и его марионеток. Эта помощь не принесет им пользы и в устранении внутренних угроз стабильности в этих странах.

Фредерик Уири, Ричард Сокольски

Источник: vpk-news.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply