Поток между Севером и Югом

By admin Dec 22, 2015

Саммит Евросоюза не помог европейским политикам согласовать позиции по отношению к российским газопроводным проектам. Фактически, ЕС распался на три враждующие фракции.

Некоторые южные страны (во главе с Италией) выступили категорически против “Северного потока — 2″. Итальянский премьер Маттео Ренци, несмотря на то, что буквально за несколько дней до этого его страна блокировала автоматическое продление санкций против России, вдруг воззвал на саммите к “санкционному духу”. Он укорял Германию за лоббирование российского газопровода.

Еще жестче против “Северного потока — 2” высказался председатель Совета ЕС, бывший польский премьер Дональд Туск. Польша в бытность Туска главой правительства, то есть с 2009 года, начала добиваться от Германии заглубления уже построенной первой ветки “Северного потока”. Польские эксперты доказывали, что трубопровод опасен для экологии Балтийского моря и, например, легко может быть поврежден. Несколько дней назад, 15 декабря, польское управление морских портов в Щецине и Свиноустье подало в административный суд в немецком городе Гамбурге иск к федеральному ведомству по морскому судоходству и гидрографии ФРГ. Поляки выдвинули все то же требование — проложить трубу на большей глубине, чтобы не мешать судоходству. Немецкий суд 17 декабря, правда, отказался принять этот иск, но польская сторона грозится идти “в высшие инстанции”.

Что же касается Дональда Туска, то он и не пытался на саммите ЕС бороться с первой веткой “Северного потока”, зато прямо заявил, что проект второй ветки не соответствуют антимонопольному и энергетическому законодательству Евросоюза. По мнению председателя Совета ЕС, лучше было бы, чтобы этим проектом занималась Еврокомиссия (прообраз общеевропейского кабинета министров), чье мнение по вопросу, надо сказать, уже известно. Руководители ЕК неоднократно говорили, что “Северный поток — 2” не соответствует так называемому “третьему энергопакету”, который запрещает одним и тем же компаниям владеть инфраструктурой и монопольно поставлять газ, не допуская в “трубу” других поставщиков.

Однако по этому вопросу Еврокомиссия, Дональд Туск и коалиция стран Южной Европы наталкивается на жесткую и солидарную позицию немецкого руководства. Накануне саммита ЕС наиболее “пророссийский” в немецком правительстве деятель, социал-демократ, вице-канцлер Зигмар Габриэль заявлял, что Берлину надо поддержать “Северный поток — 2”. Уже после саммита, он сказал немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что “Северный поток — 2″ входит в сферу германских интересов” и может быть выгоден также, например, для Франции. И реализация его вполне возможна, с учетом того, что Россия “ищет конструктивные решения” и готова “гарантировать энергобезопасность Восточной Европы”, а также соблюдать европейское законодательство при реализации проекта.

В свою очередь федеральный канцлер Германии Ангела Меркель на саммите, похоже, выступала еще жестче. Тема “Северного потока — 2” для нее, как одного из главных авторов экономических санкций против России, весьма болезненна, но интересы германского бизнеса она не может не защищать. Поэтому Меркель старалась не вступать в дискуссии по существу вопроса, а просто указала собравшимся на тот факт, что газопровод не входит в зону не только их компетенции, но также не может быть “отрегулирован” и Еврокомиссией. Разумеется, при условии соблюдения европейского законодательства.

Итальянцам Ангела Меркель дала понять, что прекрасно понимает, что они просто хотят возрождения “Южного потока”, потому и топят “Северный”. Остальным же она сказала, что, по ее мнению, строительство трубопровода в целом не угрожает энергонезависимости ЕС. Это также не угроза и Украине, поскольку Германия выступает за то, чтобы России и в будущем не отказывалась от транзита своего газа по украинской территории. Но главное, что “Северный поток — 2” — частный проект, там коммерческие инвесторы и саммит ЕС просто некомпетентен его обсуждать.

Что касается Еврокомиссии, то она ранее уже отказала в выделении части денег на этот проект из общеевропейского бюджета, а раз так, то и вмешаться она теперь может только в том случае, если будет нарушено европейское законодательство. И тут с Меркель не поспоришь.В Берлине, похоже, не только защищают свои бизнес-интересы, но и понимают, что не стоит загонять Кремль в тупик, принуждая его в прежних объемах гнать свой газ в ЕС по украинской трубопроводной системе, которую Россия никак не контролирует, а потом еще и смотреть, как европейские покупатели затем перепродают его украинцам. В будущем это может оказаться чревато возобновлением вооруженного конфликта в Донбассе.

Таким образом, пока борьба за “Северный поток — 2” продолжается. У России по этому вопросу есть сильный ситуативный союзник в лице Германии, которая настолько влиятельна, что в состоянии блокировать даже решения Еврокомиссии. Так что у “Газпрома”, который растерял немало клиентов в последнее время и добывает “голубого топлива” больше, чем продает, появился шанс построить еще хотя бы одну новую трубу в ЕС, несмотря ни на какие санкции. Что особенно важно после фактического краха вначале “Южного” а затем и “Турецкого” потоков.

Источник: rosbalt.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply