Россия, ЕСПЧ и “насмешка над правом”

By admin Dec 17, 2015

Президент России Владимир Путин во вторник подписал закон, наделяющий Конституционный суд страны правом определять, исполнять или нет вердикты международных судов, и в частности, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если они противоречат российской Конституции, сообщают 15 декабря медиа.

Закон, который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, позволит Москве впервые за почти 20 лет, прошедшие со дня ратификации Россией Европейской конвенции игнорировать решения ЕСПЧ.

Напомним, что в Европейский Суд обращаются люди, которые исчерпали все возможности на справедливое, с их точки зрения, разбирательство своего дела в собственной стране. ЕСПЧ рассматривает, например, такие жалобы, как нарушение права на жизнь, пытки, незаконное лишение свободы, отказ в справедливом суде, нарушение права на свободу религии, выражения мнения, свободу собраний и объединений, дискриминацию и так далее.

Причем, в случае признания судом нарушения со стороны государства, правительство обязано не только выплатить компенсацию, но и устранить нарушение прав заявителя и не допускать подобного впредь.

По данным Минюста России, в 2011 году россияне подали в Страсбург 40 тысяч жалоб. В 2012 году количество жалоб из России уменьшилось, но все равно они составляли примерно пятую часть всех дел ЕСПЧ. В 2014 году, согласно официальной статистики Европейского суда, Российская Федерация по этому показателю уступила в абсолютных цифрах только Украине.

Юридический директор проекта «Правовая инициатива», адвокат Ольга Гнездилова в интервью Русской службе «Голоса Америки» отметила, что российские граждане столь часто обращаются в Европейский суд, потому что это – одна из немногих инстанций, которые решают вопросы защиты прав человека.

«А российская судебная система в последнее время очень деградировала в этом вопросе», – констатировала она.

По ее словам, новый закон позволяет Конституционному Суду разрешать вопрос о возможности исполнения решения ЕСПЧ без проведения слушания, что само по себе нарушает права человека, который уже не может защитить свою позицию.

«Нужно понимать, – пояснила Ольга Гнездилова, – что решение КС о закрытом рассмотрении или об отказе исполнять постановления ЕСПЧ обжаловать некуда. К сожалению, закон также не содержит препятствий к тому, чтобы пересматривать решения ЕСПЧ, принятые до вступления закона в силу. Все это – просто насмешка над принципами права».

С точки зрения юридического директора «Правовой инициативы» получается, чтороссийское государство теперь вообще отказывается от того, чтобы приводить свою законодательную практику в соответствии с международными стандартами прав человека.

«Это значит, что наше законодательство будет лишь ухудшаться», – резюмировала она.

Заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ профессор Илья Шаблинский не столь категоричен в своих оценках.

«Конечно, это может затруднить реализацию решений международных судов, в том числе и прежде всего ЕСПЧ, – признает он в комментарии «Голосу Америки». – Но мы еще пока не знаем, насколько часто теперь государственные органы будут обращаться в КС, пользуясь полученной возможностью».

Илья Шаблинский напомнил, что в ЕСПЧ лежат тысячи жалоб граждан России.

«Трудно представить себе, что по каждому вердикту, вынесенному судом в отношении российских граждан, госорганы станут обращаться в КС с просьбой проверить на соответствие конституции тех или иных положений или решений суда, – подчеркнул он. – То есть, как это будет выглядеть на практике – пока судить трудно».

Профессор предположил, что, судя по всему, речь может идти только о выборочных решениях, которые российская власть принципиально не пожелает исполнять. Тем не менее, он считает новый закон «скорее вредным» для граждан России.

«Он может затруднить принятие решений, восстанавливающих те или иные права граждан, – уточнил юрист. – Однако не будем спешить с выводами. Этот механизм еще долго может не действовать».

Судья российского Конституционного суда в отставке, член Совета по правам человека при президенте России Тамара Морщакова в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» ранее сказала, что, по ее мнению, с принятием этого закона «одна из инстанций перестает быть для россиян эффективным средством правовой защиты, и эта инстанция – Европейский суд по правам человека».

Известный российский юрист сделалвывод: «Принимаемый сейчас закон наносит безусловный вред установленным Конституцией России, то есть признанным ею на конституционном уровне, механизмам защиты прав и свобод».

Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Источник: ru.krymr.com

By admin

Related Post

Leave a Reply