Ведущие азиатские державы укрепляют позиции в Африке

By admin Dec 12, 2015

Африканский континент вновь (как и во второй половине 19 в.) становится объектом повышенного внимания со стороны ведущих мировых держав.

Однако принципиальным отличием нынешнего этапа их активности в Африке от колониальной “классики” стопятидесятилетней давности является присутствие в рядах “неоколонистов” новых мировых игроков в лице Китая, Индии и Японии.

Ирония исторического процесса в данном случае проявляется в том, что два первых некогда сами были объектами особо свирепой колониальной политики. Сегодня все трое вполне успешно завоёвывают сердца и души африканцев с помощью экономического инструментария. Нельзя, впрочем, исключать, что в некоторой перспективе он будет дополнен и военным инструментом. Особенно, если в ходе очередного “африканского похода” новые мировые игроки столкнутся с той же проблемой раздела сфер влияния. Как это было в конце 19 в.

Подходящим поводом для обсуждения обозначенной здесь темы является африканское турне председателя КНР Си Цзиньпина, которое он совершил сразу после завершения конференции по проблеме глобальных климатических изменений, состоявшейся в Париже в конце ноября с.г.

Основной целью этой поездки было участие китайского лидера в саммите форума “Китайско-Африканская кооперация” (Forum on China-Africa Cooperation, FOCAC), функционирующего с 2000 г. и прошедшего на этот раз в Йоханнесбурге 4-5 декабря с.г.

На пути в ЮАР Си Цзиньпин сделал остановку в Хараре, где провёл переговоры с бессменным президентом Республики Зимбабве Робертом Мугабе. Пекин поддерживает хорошие отношения с руководством этой страны, что резко контрастирует с его тотальной обструкцией со стороны тех, кто сегодня не стесняется говорить от имени пресловутого “мирового сообщества”.

Китай уже стал крупнейшим конкурентом ведущих западных держав в сфере развития экономических связей со странами Африки. Общий объём китайско-африканской торговли в 2014 г. составил 222 млрд долл. Основными торговыми партнёрами КНР на континенте являются ЮАР и Нигерия. Торговый оборот с каждым из них приближается к 30 млрд долл.

Из ЮАР Китай импортирует главным образом драгоценные металлы, из Нигерии – нефть. Основой компонентой встречных китайских услуг является участие в разработке месторождений полезных ископаемых, развитие транспортной инфраструктуры, строительство электрогенерирующих объектов.

На страны Африки приходится более половины китайских субсидий, ежегодно выделяемых на обеспечение различного рода заграничных проектов. В настоящее время Пекин реализует на континенте свыше 2600 проектов на общую сумму около 94 млрд долл.

Выступая на форуме FOCAC, Си Цзиньпин заявил о готовности Китая дополнительно выделить в течение следующих трёх лет 60 млрд долл. с целью поддержки реализации десяти программ, предназначенных для решения широкого круга проблем, стоящих на пути всестороннего развития африканских стран.

Кроме того, Пекин окажет финансовую помощь Африканскому союзу с целью повышения его потенциала в сферах проведения операций по поддержанию мира (60 млн долл.) и борьбы с последствиями аномального природного явления Эль-Ниньо, спровоцировавшего засуху и голод в странах северо-восточной Африки (156 млн долл.).

Из мероприятий двустороннего формата, проведенных председателем КНР на полях FOCAC, выделяются переговоры с лидерами ЮАР, Нигерии и Египта, то есть трёх ведущих африканских стран.

В частности, с ЮАР подписано несколько соглашений на сумму в 6,5 млрд долл., из которых 2,5 млрд долл. будет выделено на развитие железнодорожной инфраструктуры.

Что касается переговоров с президентом Нигерии Мухаммаду Бухари, то наряду с той же сферой экономики обратило на себя внимание упоминание темы безопасности. У обеих сторон здесь могут быть конкретные общие интересы в связи с активизацией сепаратистско-террористических движений (“Боко харам” в Нигерии и уйгурских на северо-западе КНР).

Оба главных азиатских конкурента КНР, то есть Индия и Япония, тоже активизируют своё присутствие в Африке. Для первой главной площадкой развития контактов с лидерами африканских стран является “Индийско-Африканский форум” (India-Africa Forum Summit, IAFS). Итогом его третьего заседания, прошедшего в Дели с 26 по 29 октября с.г., стала обширная совместная Декларация “Партнёрство в прогрессе: по направлению к динамичной и преобразующей повестке дня”. Этот документ, представляющий собой скорее меморандум о намерениях, затрагивает практически все аспекты межгосударственных отношений.

Для Индии его наибольшая практическая значимость, видимо, связана с тем положением, в котором выражается косвенная поддержка 54 африканских стран давнего стремления Дели занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН. К чему в Китае относятся достаточно сдержанно.

Существенно большими ресурсами в глобальной конкуренции с Китаем располагает Япония. При этом стратегия “плотной персональной опеки”, реализуемая в отношении друг друга обеими ведущими азиатскими державами во всех регионах мира, наблюдается и в Африке.

Так, нынешнее африканское турне Си Цзиньпина можно рассматривать в качестве ответа на встречу премьер-министра Японии Синдзо Абэ с рядом лидеров африканских стран, состоявшейся 26 сентября в Нью-Йорке на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Указанная встреча была проведена в рамках очередного (третьего по счёту) заседания форума “Японо-африканские региональные экономические сообщества” (Japan-African Regional Economic Communities, JPREC). Она имела целью проверку хода подготовки шестого заседания главного японо-африканского форума, который называется “Токийская международная конференция по содействию развитию Африки” (Tokyo International Conference of African Development, TICAD). Предпоследняя такая конференция (TICAD-V) с участием лидеров почти всех африканских стран прошла в июне 2013 г. в Йокогаме, где были приняты два итоговых документа: “Йокогамская Декларация–2013” и “Йокогамский план действий на период 2013-2017 гг.”.

Судя по словам С. Абэ, произнесённым 26 сентября в Нью-Йорке, следующая конференция TICAD состоится в 2016 г. Впервые она пройдёт на африканской земле, а именно в Кении. Видимо, на TICAD-VI будут подведены промежуточные итоги выполнения упоминавшегося выше “Плана действий” и намечен список мероприятий на последующие три года.

Ведущие азиатские игроки оперируют в Африке в условиях отчётливого присутствия на континенте бывших европейских метрополий, а также их основного союзника в лице США. При этом рецидивы использования военной силы в прежних колониях наблюдаются главным образом со стороны Франции и (изредка) Великобритании. Поддержка подобных акций со стороны США мотивируется скорее соображениями выполнения союзнического долга перед главными европейскими участниками НАТО.

Остаётся неясным, насколько актуальными для Вашингтона останутся эти мотивы уже в ближайшем будущем, поскольку намечаются новые тенденции в глобальной игре, разворачивающейся с участием США, а также ведущих стран Азии и Европы.

Вашингтон, видимо, стоит перед необходимостью радикальной смены внешнеполитического курса, в котором собственные интересы (в том числе и в Африке) будут превалировать над мотивами поддержания союзнических отношений с ведущими европейцами. В этом плане многое могут прояснить ход, а также итоги предстоящей президентской гонки в США.

Следует, наконец, отметить относительную незаметность протекания политических процессов вокруг африканского континента с традиционными и понятными мотивами поведения их участников. Как “ведущих”, так и “ведомых”. Это особенно бросается в глаза на фоне медийного шума в связи с фейк-явлениями из серии “неконвенциональных угроз мировому сообществу”.

Впрочем, в эру господства симулякров и превалирования значимости TV-картинок над реальной жизнью, видимо, так и должно быть.

Владимир Терехов

Источник: ru.journal-neo.org

By admin

Related Post

Leave a Reply