Бюджет трещит по швам. Как выжить?

By admin Dec 11, 2015

Судя по прогнозам аналитиков, экономический кризис в стране только начинается.

Северокавказские республики, подсчитали экономисты, проходят кризис «мягче» всего: деньги дает Москва в обмен на спокойствие. И давать не перестанет, уж точно. Тем временем в регионах ЮФО все признаки бюджетной катастрофы налицо: массовые сокращения штатов (даже в Южном федеральном университете) и даже отменяют казавшиеся еще недавно «священной коровой» социальные льготы для ветеранов (отличилась Астраханская область).

Губернаторы «забили» на указы

Институт стратегического анализа компании «ФБК» проверил «прочность» региональных бюджетов. Ничего удивительного: она стремительно снижается. Казна трещит по швам. Растут социальные расходы, а вот инвестиционные траты (которые и могли бы обеспечить столь нужные сегодня реформы), напротив, столь же стремительно сокращаются.

Доля социальных расходов в бюджетах и внебюджетных фондах субъектов России, по подсчетам аналитиков «ФБК» за последние пять лет выросла на 10%. Так, если еще в 2010 году на «социалку» тратили чуть менее 61%, то по итогам девяти месяцев нынешнего года эта цифра составила почти 70%. Не секрет, что постоянный рост социальных расходов связан с исполнением «инаугурационных» (их еще называют «майскими») указов Владимира Путина.

Напомним, что в день инаугурации, 7 мая 2012 года, он подписал 11 указов, большинство из которых касались улучшения качества жизни, в том числе строительства детсадов и школ, опережающего повышения зарплат бюджетникам… Следить за тем, как реализуются на местах «майские» указы, считает одной из своих главных задач «Народный фронт».

А реализуются, надо сказать, плохо. Социальные траты бюджетов все растут, а вот перекрывать растущие расходы за счет доходов — нереально. Приходится экономить. Так, по подсчетам Минфина, финансирование образования в сравнении с 2012 годом (когда и были подписаны «майские» указы) сократилось на 14%, а здравоохранения — на 20%.

Чиновники судорожно придумывают, кстати, как бы «оптимизировать» социальные расходы. Скажем, Минфин вместе с Минздравом предложили план по сокращению объема оказываемых услуг (в том числе вызовов «Скорой помощи»), количества коек и посещений врача.

Между тем, эксперты продолжают сыпать жуткими цифрами. Скажем, численность бездомных сирот (по достижении 18 лет государство обязано им предоставить жилье) все за те же три года выросло на 40%. Ныне не имеют собственного жилья 128 тысяч российских сирот! А ведь один из «майских» указов Путина как раз и обязывал региональные власти эту проблему решить. На деле же все с точностью до наоборот…

И то ли еще будет. Серьезнейшие проблемы в пенсионной системе: темпы роста пенсионных накоплений с начала 2014 года оказались самыми низкими среди развитых стран планеты (минус 7,4% – ниже даже, чем, например, в нефтедобывающей Нигерии).

Средняя взятка — 845 тысяч рублей

Уже ни у кого из экспертов нет сомнения, что нынешний экономический кризис — структурный, он затронул все без исключения сферы жизни. Значит, и преодолевать его нужно с помощью глубоких реформ. А для этого, ясно, нужны деньги. Но денег нет! Федеральный бюджет, по осторожным оценкам, может недополучить 900 млрд рублей доходов — латать «дыру» придется за счет средств Резервного фонда, накопленных в тучные годы сверхдорогой нефти. Однако этих средств может хватить лишь до 2017 года…

Как показывают аналитики ФБК, доля инвестиционных расходов (расходов на капитальные вложения, в том числе инфраструктурные) в региональных бюджетах за пять лет сократилась с 15% в 2010 году до 11% в нынешнем году.

Это усугубляет и без того тяжелый бюджетный кризис. Так, если в 2010 году профицитными (то есть где собственные доходы превышали расходы) было 20 регионов страны, то по итогам прошлого года их осталось всего девять. Бюджетный дефицит регионов в 2010 году на круг составлял 99 млрд. рублей, а в прошлом вырос почти впятеро, до 469 миллиардов!

Попугивает население даже Счетная палата: ведомство Татьяны Голиковойподсчитало, что в 55 регионах страны госдолг уже составил половину их собственных доходов, а еще в семи территориях — полностью превысил размер доходов.

Правительство же идет по давно проторенной дорожке — увеличивает налоги и экономит на чиновниках. Про «Платон» лишний раз и напоминать не стоит. На этом фоне мало кто заметил, что принудительно сократили отпуск госслужащих, разрешили увольнять муниципальных глав за нецелевое использование бюджетных средств, а за завышенные траты на самопиар — сажать. Ну и заодно урезали аппарат правительства. Только вот после всего этого станут ли муниципальные главы, губернаторы, правительство — да вся наша чиновничья рать — работать эффективнее?!

На этой неделе страна отметила Международный день борьбы с коррупцией. МВД в канун праздника опубликовало статистику: средний размер взятки в стране составил 173 тысячи рублей. Годом ранее было всего 109 тысяч.

И это, заметьте, скажем так, официальные «расценки» взяточников. А вот всероссийская антикоррупционная общественная организация «Чистые руки» подсчитала, средний размер взятки в стране уже превысил 600 тысяч рублей. (В это охотнее верится: например, на Кубани уже в прошлом году среднюю взятку МВД оценило в 845 тысяч целковых.)

Объем же коррупционного оборота, по оценкам «Чистых рук» в стране достиг исторического рекорда — 54% ВВП. И как после этого поверить, что нашего чиновника «испугаешь» сокращением отпуска…

Астраханский бюджетный бунт

Впрочем, вернемся к исследованию ФБК. Южные регионы в рейтинге «прочности» локальных бюджетов выглядят крайне плачевно. Так, в среднем по Северному Кавказу в нынешнем году социальные расходы составляют уже более 78% консолидированных бюджетов, а в Южном округе эта цифра приближается к 74% (напомним, в среднем по стране — менее 70%). Видимо, сказывается преимущественно аграрная структура общества, да еще и связанные с нею иждивенческие запросы в массовом сознании.

При этом, кстати, Южный округ занимает последнее место в стране по доле инвестиционных (капитальных) трат бюджетов — всего 8%. В то время как на Северном Кавказе эта доля уже превысила 13%. Видимо, сказывается эффект «низкой базы»: в северокавказских республиках сейчас самый острый дефицит школ, детсадов, больниц, дорог… А вот в других регионах эти объекты уже есть — если не в избытке, то в намного большем количестве, близком к нормативным требованиям.

Кроме того, не стоит забывать, что большую часть потребностей республик Северного Кавказа «покрывает» Москва: в бюджете Ингушетии и Чечни доля трансфертов из федеральной казны по-прежнему более 80%, в Дагестане — 70%.

Именно этим и можно объяснить то, что регионы Северного Кавказа находятся в топе рейтинга бюджетной «прочности», составленном ФБК. Скажем, в Ингушетии социальные расходы превышают инвестиционные всего в 2,5 раза; в Карачаево-Черкесии — в 3,4 раза; в Чечне — в 5 раз… Для сравнения: в Волгоградской области «социалка» пожирает в 10,6 раз больше бюджетных средств, нежели капитальные вложения, в Краснодарском крае — в 9,7 раз больше…

К слову, на всю страну есть два региона (и оба приволжских), где это превышение более чем 20-кратное — Саратовская и Ульяновская области. Так уж совпало, что вскоре после публикации рейтинга ФБК в Ульяновск прибыл секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов: даже по официальной версии, чтобы разобраться со сложной ситуацией в регионе. И то ли еще будет.

Даже внешне спокойные регионы-середнячки уже бурлят. Так, скандальной сенсацией завершились слушания о проекте бюджета в Астраханской области: члены всех парламентских фракций потребовали от Александра Жилкинаотозвать проект «в связи с необоснованным сокращением социальных расходов».

По мнению лидера парламентской оппозиции, справоросса Олега Шеина, проект бюджета-2016 вел регион к катастрофе. Проект опирался на прогноз социально-экономического развития, который, в свою очередь, содержал глубокие внутренние противоречия. Скажем, прогнозировалось, что структуры «Газпрома» и «Лукойла» в области увеличат в 2016 году прибыль на треть, хотя и в прошлом, и в нынешнем они падали. Прокуратура и Минюст также заявили, что внесенный Жилкиным проект бюджета противоречит Бюджетному кодексу России.

Ну а в Ростовской области скандал, конечно, поменьше масштабом, но не менее острый. Ректор Южного федерального университета Марина Боровская своим приказом сократила 1610 сотрудников обслуживающего персонала. С первого марта 2016 года. В связи с тяжелой финансовой ситуацией. Комментарии, думаю, излишни. Какие тут «майские» указы…

Антон Чаблин

Источник: yug.svpressa.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply