ИГИЛ начинает готовить камикадзе

By admin Dec 5, 2015

В Ливии создан центр для обучения летчиков террористическим атакам с воздуха.

Одна из самых авторитетных в арабском мире саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» опубликовало сенсационную новость. По данным этого издания, в охваченной хаосом Ливии началась подготовка военных летчиков из числа боевиков так называемого «Исламского государства» *.

Если верить этим сведениям, учебный центр находится в городе Сирт, вблизи побережья Средиземного моря. После минувший гражданской войны здесь почти не осталось уцелевших зданий, но освоение авиационной техники происходит на самых современных и весьма дорогостоящих тренажерах, доставленных издалека. Тренажеры, сообщает «Аш-Шарк аль-Аусат», позволяют «отрабатывать технику взлета и посадки воздушного судна, определять местоположение по широте и долготе, связываться с условным командно-диспетчерским пунктом».

Причем, первые тренажеры в Сирт доставлены в октябре. То есть, сразу после того, как в войну в Сирии вступила российская авиагруппировка. А уже в ноябре к ним добавились новые — для учебы по управлению именно боевыми самолетами.

Еще «Аш-Шарк аль-Аусат» пишет, что сведения о секретном учебном центре ИГИЛ в Ливии появились у разведок сразу нескольких ближневосточных стран. И очень обеспокоили их политическое и военное руководство.

Правда, пока в этой истории слишком много неясного. Скажем, ничего не говорится о том, сколько бандитов уже прошли обучение в Сирте? Сколько еще учатся? Какова продолжительность курса обучения? Включает ли этот курс реальные учебно-тренировочные полеты? А если — да, то на каких именно типах боевых машин?

Тем не менее, подобные известия выглядят слишком тревожными, чтобы пропускать их мимо ушей. Ведь если у головорезов из ИГИЛ действительно появится собственная боевая авиация, это способно сильно осложнить и без того очень ожесточенную войну в Сирии. Да и военно-политическую ситуацию на всем Ближнем Востоке. Потому что пока все успехи противников ИГИЛ, в том числе и России, строятся на безраздельном и абсолютном превосходстве в воздухе. Убери этот фактор — неизвестно, как дело повернется.

Конечно, в любом случае экстремистам не удастся обзавестись современными боевыми машинами, способными эффективно вести воздушные бои и наносить штурмовые удары по наземным объектам. Однако в случае появления даже и устаревших образцов горизонты террористической активности расширятся просто-таки беспредельно. Чтобы представить, как это может выглядеть, достаточно вспомнить самый «черный» день в современной истории Соединенных Штатов — 11 сентября 2001 года. Тогда ведь за штурвалами пассажирских лайнеров, обрушившихся на головы американцев, тоже сидели заранее подготовленные пилоты-фанатики.

Попробуем проанализировать, насколько реальны подобные опасения? По большому счету, чтобы обзавестись собственной авиацией, необходимы всего три вещи: подготовленный персонал (летчики — в первую очередь), боевые машины и места их базирования.

С последним проблем у бандитов точно нет. За годы войны ими захвачены несколько крупных сирийских военных авиабаз. В том числе и такая крупная, как «Абу аль-Духур» в провинции Идлиб. Этим объектом стратегической важности в первой половине сентября нынешнего года овладела так называемая «Армия победы». Которая не что иное, как альянс сражающихся в Сирии исламистских групп, включающих «Аль-Каиду» ** и «Фронт аль-Нусра» ***.

Еще раньше в руках бандитов оказался сирийский военный аэродром «Табка». И на нем, и на авиабазе «Абу аль-Духур» стояло множество боевых самолетов и вертолетов. Фотографии части трофеев торжествующие экстремисты разместили в Сети. На снимках на стоянках и в ангарах отчетливо видны реактивные истребители МиГ-23 и вертолеты Ми-8. В каком они состоянии — сказать сложно. Но не исключено, что некоторые способны подняться в воздух. Хотя бы и после капитального ремонта. И деньги, и запчасти для такого ремонта боевики найдут наверняка.

С пилотами и наземным персоналом, видимо, еще проще. Известно, что в рядах ИГИЛ много бывших иракских офицеров, служивших еще при Саддаме Хусейне, но выгнанных со службы без куска хлеба. Рядом с ними — бывшие военные профессионалы из Ливии. Есть, видимо, и сирийцы, дезертировавшие из армии президента Башара Асада. Не исключено — среди них полковник Хусейн Мараа Хамад. 21 июня 2012 года на истребителе МиГ-21 он перелетел в Иорданию и попросил политического убежища. О дальнейшей судьбе полковника ничего не известно.

При этом уже известно как минимум о двух попытках ИГИЛ обзавестись собственной боевой авиацией. Так, 17 октября 2014 года организация «Сирийский наблюдательный центр», штаб-квартира которой располагается в Лондоне, заявила, что у боевиков «Исламского государства» появились три боевые машины. Самолеты (предположительно речь идет об истребителях МиГ-21 и МиГ-23 советского производства) были отмечены в воздухе вблизи города Алеппо. В штаб-квартире заявили:

— Пилотов обучают офицеры из бывшей армии Саддама Хусейна: нам это доподлинно известно. Наши осведомители не один раз замечали, как боевые машины на бреющем полете направляются к позициям сирийской армии. Они летят на низких высотах, чтобы их не заметили радары. Теперь же в наши руки попали фотодокументы.

А 13 января 2013 года израильский 9-й телеканал со ссылкой на канал «Аль-Арабия» рассказал, что летчик, дезертировавший из сирийской армии, нанес бомбовый удар по позициям правительственных войск в пригороде Дамаска. Ни имя летчика, ни тип самолета не уточнялись.

Поэтому жгучее желание боевиков ИГИЛ обзавестись собственной боевой авиацией — не такая уж и новость. Новость в другом: если правда, что в ливийском Сирте заработал крупный и прекрасно оснащенный учебный центр по подготовке пилотов, значит под эту идею теперь закачены очень серьезные деньги. И те, кто их выделил, скоро потребуют наглядного доказательства, что доллары потрачены не зря.

Возможно, и поэтому тоже многие страны Ближнего Востока принялись в лихорадочном темпе укреплять собственную противовоздушную оборону. В марте нынешнего года стало известно, что Россия начала поставку Египту современной зенитно-ракетной системы С-300ВМ «Антей-2500» (экспортный вариант усовершенствованной системы С-300 В, предназначенной для борьбы не только с самолетами, но и с тактическими и оперативно-тактическими баллистическими и крылатыми ракетами) Причем, Каир стал всего вторым покупателем этого оружия в мире. Первая — Венесуэла.

К концу нынешнего года поставки египтянам компонентов ЗРС обещано завершить. А это значит, что у них появится возможность уничтожать цели на удалении до 250 километров и на высотах до 25−30 километров.

На этой неделе стало известно, что Россия начала поставку в Иран четырех дивизионов зенитно-ракетной системы С-300ПМУ-2. На Западе утверждают, что эта новость вызвала нескрываемую ярость в Пентагоне.

Но самое примечательное — появившееся на днях сообщение кувейтской газеты Al-Rai. По ее данным, Россия на днях передала одну батарею С-300 и сирийской армии. Пусковые установки и прочее оборудование уже доставлено под Дамаск. Начато обучение боевых расчетов. И далее Al-Rai пишет: «После того, как система будет активирована, а это произойдет в ближайшее время, Дамаск издаст официальное предупреждение, что любой самолет, оказавшийся в воздушном пространстве Сирии без предварительного согласования с ее правительством, будет рассматриваться как нарушитель границы и легитимная цель».

Таким образом, сделки с Ираном, Египтом и Сирией коренным образом меняют военно-политическую ситуацию в ближневосточном небе. Причем, не только и не столько в контексте борьбы с ИГИЛ. Стратегический эффект намного шире. Потому что теперь с оглядкой на Дамаск придется летать и самолетам западной коалиции. Которые, с точки зрения международного права, незваные гости в воздушном пространстве Сирии.

Да, за несколько дней до этого и Россия разместила на сирийской земле свою зенитно-ракетную систему С-400 «Триумф». И американцам, и их союзникам с этим невозможно не считаться, планируя боевые вылеты в районы боевых действий.

Но все же мы не хозяева на тамошней земле. И потому вынуждены будем, в случае чего, действовать с оглядкой. А сирийцам чего стесняться? Любой самолет, появившийся над их территорией без разрешения официального Дамаска, — законная мишень с точки зрения всеми признанного международного права. И тут уж не поднимешь истерический вой в Вашингтоне, в ООН или в НАТО. Вас же предупреждали? Почему не сделали выводов?

А гипотетическая авиация ИГИЛ над Сирией? А что — авиация ИГИЛ? Прилетят — будем сбивать и их. И мы, и сирийцы. И египтяне с иранцами.

* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

*** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Сергей Ищенко

Источник: svpressa.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply