Путин ожидает от Лукашенко размещения своей авиабазы

By admin Dec 4, 2015

Перенос встречи, планировавшейся на 25-26 ноября, на неопределенный срок свидетельствует о напряженности в отношениях Лукашенко и Путина.

Москву не устраивает то, что Беларусь запрашивает плату за многие действия, которые, по мнению Кремля, Минску следовало бы предпринять лишь исходя из факта военно-политических союзнических отношений. Если Минск действует из логики «база после четких гарантий о взаимовыгодном пакетном соглашении», то Москва – «создаём базу, как договаривались, а иные (в том числе, экономические) вопросы решаем отдельно».

О новых веяниях в белорусско-российских отношениях “Белорусской правде” рассказал эксперт BISS Андрей Елисеев.

– Путин из-за «занятости» отменил визит Лукашенко в Москву, запланированный на 25-26 ноября. После сбитого Турцией российского бомбардировщика Путин предпочел принять президента Франции Франсуа Олланда. А ведь Лукашенко вправе обидеться на такую «избирательность» российского руководителя.

– Проблема даже не в самом факте переноса – встреча с Франсуа Олландом стала приоритетной не на голом месте, а в связи со сбитым Турцией российским самолетом. Поскольку инцидент серьезный, то российская сторона могла дипломатично обосновать изменения в графике и попросить о переносе.

Проблема в том, что встреча была отложена до неопределенной даты, что явно указало на напряженность в отношениях между Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Это же подтвердила последовавшая встреча главы МИД Беларуси Владимира Макея и посла России в Беларуси Александра Сурикова. Получается, даты и Евразийского саммита, и двусторонней встречи Лукашенко и Путина согласовывают не непосредственно главы государств, а дипломаты двух стран в рамках формальной встречи.

Сложность в согласовании дат встречи добавляет отсутствие долгосрочного планирования встреч Высшего Евразийского экономического совета в рамках ЕАЭС. Если в рамках Европейского Союза точные даты ежеквартальных собраний Европейского Совета известны на год вперед, даты евразийских саммитов согласовываются практически в последний момент. Поскольку ряд важных вопросов (особенно насчет поставок нефти и распределения экспортных пошлин на нефтепродукты) Беларуси и России нужно согласовать до конца декабря, а времени остается совсем немного, то рациональным решением могла бы стать встреча Лукашенко и Путина после декабрьского евразийского саммита.

Однако в условиях несколько разлаженных отношений Лукашенко было бы выгодней провести двустороннюю встречу, чтобы расставить точки над «i», до проведения евразийской встречи. В случае неудачных двусторонних переговоров Лукашенко мог бы саботировать встречу Высшего Евразийского экономического совета либо повлиять на ее перенос на более поздний срок.

– Все «союзные мероприятия» – всего лишь ширма для решения белорусско-российских проблем. Для Минска сейчас наступила черная экономическая полоса: Лукашенко очень хочет получить 3-миллиардный кредит. Особенно если учесть, что МВФ достаточно прохладно отнесся к «реформам» Лукашенко. Шансы есть?

– Судя по заявлениям белорусских чиновников после заседания у Лукашенко по вопросу финансирования МВФ 1 декабря, предварительная готовность следовать условиям МВФ есть, а значит, и шансы получить кредит имеются. МВФ хочет видеть конкретную программу реформ и законодательные меры, в том числе предусматривающие повышение пенсионного возраста и повышение тарифов ЖКХ. Готовность Беларуси на договоренность с МВФ будет тем большая, чем меньшие будут шансы на получение кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) и чем хуже будут условия в рамках нефтяных договоренностей с Россией. Решение Беларуси по программе МВФ будет зависеть, в том числе, от результатов ближайшей встречи Лукашенко и Путина. На ней главы стран могут согласовать перечень проблемных вопросов, и одним из пунктов такого пакетного соглашения могла бы стать поддержка Россией решения о предоставлении Минску кредита в рамках ЕФСР.

– Накануне нового 2016 года с Москвой нужно договориться о нефтепошлинах и новых условиях поставки российской нефти в Беларусь на предстоящие 4 года. Причем торговаться придется по нескольким принципиальным вопросам: по экспортным пошлинам на нефтепродукты в 2016 году, условиям поставки российской нефти на ближайшие 4 года и правилам игры на общем евразийском рынке нефти и нефтепродуктов. Каковы желания Минска и шансы на их достижение?

– В идеале, Беларусь хочет зафиксировать обеспечение максимальных годовых объемов поставок российской нефти (23 млн тонн) и договоренность о том, чтобы экспортные пошлины на нефтепродукты сохранялись в белорусском бюджете. Россия вряд ли согласится на полное перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты в белорусский бюджет. Скорее всего, эта сумма будет делиться наполовину между Беларусью и Россией.

– Если официальный Минск лелеет экономические надежды, то в чем интерес Кремля? Какую цену запросит за новые преференции «союзнику» Россия?

– Интерес Кремля в том, чтобы сохранить контроль над Беларусью в экономическом и политическом отношении. Москву не устраивает то, что Беларусь запрашивает плату за многие действия, которые, по мнению Кремля, Минску следовало бы предпринять лишь исходя из факта военно-политических союзнических отношений. В настоящее время Россия, прежде всего, ожидает от Беларуси размещения своей авиабазы.

– Один из главных вопросов перенесенных переговоров – российская авиабаза в Беларуси, которая, по версии российской стороны, заработает уже с 1 января 2016 года, а если верить белорусской стороне – переговоры об авиабазе никогда не велись. Какая тайна кроется за публичной несогласованностью заявлений руководства РБ и РФ, а возможно, и действий?

– Естественно, переговоры по большему военному присутствию России в Беларуси велись, и проект соглашения никак не мог стать единоличным творением России, в том числе от имени Беларуси. Скорее всего, белорусская сторона считала естественным, что впоследствии Россия предложит конкретные финансовые бонусы за размещение военного объекта. Однако российская сторона придерживается другого видения и логики отношений: она не желает увязывать вопрос в сфере военного сотрудничества с разнообразными экономическими преференциями. То есть, Минск действует из логики «база после четких гарантий о взаимовыгодном пакетном соглашении», а Москва – «создаём базу, как договаривались, а иные (в том числе, экономические) вопросы решаем отдельно».

– Так быть или не быть российской авиабазе в Беларуси? Готова ли Москва отказаться от авиабазы, а Минск – воспротивиться ее появлению?

– Учитывая большую зависимость Беларуси от России, Минску реалистично лишь оттянуть сроки её создания или несколько изменить её формат.

Источник: udf.by

By admin

Related Post

Leave a Reply