В ожидании турецкого выпада

By admin Dec 1, 2015

В Армении ожидают провокаций от Турции и полагают, что теперь отношения Москвы и Анкары вернулись в привычное конкурентное русло.

Российско-турецкий конфликт из-за сбитого ВВС Турции штурмового бомбардировщика Су-24 ВКС России встряхнул элиты государств Южного Кавказа и застал их врасплох.

Мало кто из политиков ожидал, что еще недавно строившие совместные энергетические планы и ратующие за перспективное партнерство Россия и Турция вступят в жесткое противостояние, что может серьезно отразиться на странах региона.

В непростом положении оказался единственный союзник России в регионе – Армения, которая граничит с Турцией и имеет с ней весьма сложные отношения. По мнению экспертов и политиков, Ереван должен быть готов к «любым провокациям со стороны Анкары».

Контекст отношений настраивает

В целом Армения достаточно негативно относится к Турции из-за блокады, ее постоянных попыток вмешиваться в нагорно-карабахский конфликт и непризнания турецким руководством термина «геноцид» применительно к событиям 1915 года в Османской империи.

Контекст отношений или их отсутствие создает плодотворную почву для осторожности Еревана в отношении региональной политики Анкары.

Обострение российско-турецких отношений, где с одной стороны для Армении выступает союзник, а с другой – сложный, но мощный сосед, высветило давние, но не устаревшие армянские фобии.

Армения блокирована со стороны Турции, на ее территории дислоцирована 102-я российская военная база. Границу с Турцией охраняют военнослужащие погрануправления ФСБ России, а воздушное пространство страны –  армяно-российские системы ПВО.

В этом контексте дальнейшее обострение отношений между Россией и Турцией, которые за прошедшие 400 лет 12 раз вступали в прямое вооруженное противостояние, может не ограничиться лишь территорией Сирии или региона Ближнего Востока, тем или иным образом задевая Армению.

Прецедент уже есть, и он имел место совсем недавно. В октябре текущего года, когда российские истребители нарушили воздушное пространство Турции, несколько дней спустя турецкие военные вертолеты дважды вторглись в воздушное пространство Армении.

В обоих случаях нарушение воздушной границы было совершено дважды с длительностью в несколько минут и из-за «плохих погодных условий», однако эксперты уверены, это было ответной реакцией Турции, адресованной России.

Отсюда и заявления армянских экспертов и политиков о том, что Армения должна быть готова «к любым провокациям со стороны Турции».

«Нельзя ничего исключать, особенно в контексте последних процессов вблизи наших южных границ», – сказал экс-заместитель главы Службы национальной безопасности Армении в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТа. По его словам, Армения как стратегический союзник России должна быть готова к любым сценариям, любым провокациям со стороны Турции.

На этом фоне неподтвержденные сообщения об активных консультациях между Арменией и Россией по региональной обстановке и визите министра обороны РФ Сергея Шойгу в Ереван уже не кажутся столь маловероятными.

По информации агентства EADaily, в консультациях с участием Шойгу в Ереване 28 ноября принимали участие представители властей Грузии. В Минобороны Армении информацию не подтвердили.

Карабахский фронт

Разгоревшийся конфликт между Россией и Турцией тем временем набирает обороты. Лидеры двух стран заочно обмениваются взаимными претензиями. РФ приостановила все военные контакты с Турцией и намерена наложить санкции на турецкий импорт в страну, а также свернуть ряд двусторонних проектов.

Также Россия разместила в Сирии системы ПВО С-300 и С-400. Помимо этого, Москва задействовала и армянский фактор давления на Турцию – в виде возможного принятия Госдумой закона о криминализации ответственности за отрицание геноцида армян.

В ответ Эрдоган как мантру повторяет, что Турция не намерена извиняться, но все же выразил огорчение в связи с инцидентом и пообещал: такое впредь не повторится.

В этом контексте визит министра иностранных дел Турции Мевлута Шавушоглу в Баку почти сразу после резкого ухудшения российско-турецких отношений, а также заявления турецкого премьера Ахмета Давутоглу о карабахском конфликте экспертам не кажутся случайностью.

 «Турция сделает все возможное, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены», – заявил Давутоглу, вновь анонсировав намерения Анкары вмешаться в урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

Примечательно, что с аналогичными заявлениями турецкое руководство выступает почти с самого начала карабахского конфликта. Более того, именно из-за этого конфликта Турция в знак солидарности с Азербайджаном закрыла границу с Арменией и больше 20 лет подвергает страну к сухопутной блокаде.

Однако российские СМИ и некоторые эксперты расценили заявление Давутоглу как попытку зайти против РФ с карабахского фронта. «Давутоглу фактически открыл новый фронт борьбы с Россией», – отмечает газета «Коммерсантъ».

Ереван молчит, эксперты говорят об угрозах

МИД Армении, явно появляя осторожность, пока официально не комментировал и не высказывал свою позицию по поводу российско-турецкого конфликта. 

Ранее об ухудшении российско-турецких отношений высказался замглавы МИД республики Шаварш Кочарян, но заявил лишь, что речь идет с одной стороны о союзнике Армении, с другой – о ее ближайшем соседе (наверное, имея в виду Турцию – прим. автора). 

Дипломат считает, что Армения должна следить за развитием всех процессов между ними.

С почти аналогичным заявлением – правда, осуждая действия Турции в контексте борьбы с международным терроризмом, – выступил министр обороны Армении Сейран Оганян.

«Армения – стратегический партнер РФ, и позиция Еревана по данному вопросу будет обусловлена этим обстоятельством», – подчеркнул он, добавив, что «пока надо подождать» и следить за развитием ситуации.

Между тем экспертное сообщество предупреждает о возможности провокаций со стороны Турции.

Не исключает такую возможность в карабахском направлении директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян. Он уверен: хотя Армения является стратегическим союзником России, и на территории республики расположена 102-я российская база, какой-либо нагрузки армяно-турецкая граница нести на себе не будет.

«При этом не стоит исключать каких-то провокаций со стороны Анкары в карабахском направлении. Здесь Ереван должен быть начеку», – подчеркнул он.

Политолог, директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян уверен, что дальнейшее обострение отношений России и Турции непременно произойдет, однако эта эскалация будет скорее политической и экономической, нежели военной. 

В военном плане, на его взгляд, несмотря на развертывание Россией систем ПВО в Сирии, все же напряженность пойдет на спад.

По его словам, то, что в настоящее время происходит между Россией и Турцией, можно охарактеризовать одной фразой: естественное соперничество за регион.

«После того как заявления о долгосрочном и перспективном партнерстве между Москвой и Анкарой отошли на второй план, Россия и Турция возвращаются к естественной ситуации соперничества за влияние в регионе. На протяжении всей истории Турция и Россия по сути соперничали в данном регионе», – объясняет он.

«Это естественное положение вещей. Это делает ситуацию более сложной, но менее опасной для Армении, поскольку реальной угрозой для Армении был бы тайный сговор между Москвой и Анкарой. Это также означает, что сейчас Россия будет поддерживать Армению больше, чем делала это раньше», – подчеркнул Киракосян.

Аршалуйс Мгдесян

Источник: kavpolit.com

By admin

Related Post

Leave a Reply