Атака на Су-24М: чем ответит Путин?

By admin Nov 24, 2015

Российско-турецкий кризис переходит, похоже, в «горячую фазу». На территории Сирии, предположительно, в результате обстрела с земли был сбит самолет Су-24М российской авиагруппы. Об этом 24 ноября заявили в Минобороны РФ.

— Самолет находился на высоте шесть тысяч метров. Судьба летчиков уточняется. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться, — заявили военные.

По сообщению Министерства, фронтовой бомбардировщик Су-24М находился исключительно над территорией Сирии, что зафиксировано данными объективного контроля.

Ранее турецкая газета Hurriyet Daily News сообщила, что российский самолет был сбит турецким истребителем F-16 после того, как нарушил воздушное пространство страны. Самолет упал в сирийской провинции Латакия. Экипаж катапультировался и, по сообщению турецких СМИ, задержан местными ополченцами.

После инцидента премьер Турции Ахмет Давутоглу обсудил с начальником Генштаба и главой МИД ситуацию на границе с Сирией.

Напомним, 3 октября российский самолет Су-30 совершил кратковременный, на несколько секунд, заход в турецкое воздушное пространство. Главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что истребитель был вынужден нарушить воздушное пространство Турции, выполняя противоракетный маневр от неких средств ПВО.

Эксперты предупреждали о том, что ситуация в Сирии вскоре может поменяться. Дело в том, что 17 ноября госсекретарь США Джон Керри заявил, что США начинают совместную операцию с Турцией, чтобы полностью взять под контроль северную границу Сирии. Как отмечал директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, цель ее может быть одна — взять под контроль 98-километровый коридор в районе города Джарабулус, через который с территории Турции боевики в Сирии получают вооружение, боеприпасы, деньги и наемников.

В ноябре США перебросили на авиабазу Инджирлик на юге Турции 13 штурмовиков А-10, шесть истребителей ВВС США F-15С, 12 самолетов-заправщиков KC-135, 11 боевых беспилотников MQ-1 Predator. Ожидается прибытие еще шести F-15E. По информации турецких СМИ, в состав авиагруппы коалиции на базе Инджирлик также входят 14 истребителей F-16 ВВС Турции. Американские самолеты F-15С предназначены для завоевания превосходства в воздухе и вооружены двумя типами ракет класса «воздух-воздух» — средней дальности MRM и малой дальности SRM.

Востоковеды не раз говорили, что Турция готова к открытой пикировке с Россией в Сирии. Так, 20 ноября премьер Ахмет Давутоглу объявил, что военное присутствие России в Сирии оправданно до тех пор, пока Москва воюет с ИГ. Это заявление прозвучало одновременно с обвинениями России в нанесении ударов по позициям туркмен в Сирии. Тогда Анкара обвинила Россию в нанесении удара по поселению Байырбуджак. На сайте МИД Турции было размещено сообщение, в котором было подчеркнуто, что «действия российской стороны не являются борьбой с терроризмом, осуществляются бомбардировки мирных туркменских сел, и это может привести к серьезным последствиям».

Напомним, этнические туркмены (туркоманы) при поддержке авиации Турции и США организовали операцию против радикальных исламистов на севере Сирии и, как писали турецкие СМИ, включились в «гонку за Алеппо» — одновременно с наступлением правительственных войск.

И все же, как был сбит наш самолет? Точного ответа на этот вопрос пока нет.

Командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО в 1998—2001 годах, генерал-лейтенант запаса, Герой России Валерий Горбенко говорит, что обычные ПЗРК не добьют до самолета, находящегося на высоте 6 км.

— Поэтому наш Су-24М мог сбить турецкий истребитель — ракетой класса «воздух-воздух». Мог пустить ракету либо мобильный ЗРК, подтянутый к границе, либо ЗРК, обладающий достаточно большим радиусом действия, которые есть у турецкой армии, например, комплекс i-Hawk. На основе имеющейся информации сложно делать какие-то выводы: был ли наш самолет сбит намеренно, либо его атака — результат несогласованных действий. Но то, что наше вмешательство в сирийский конфликт туркам, поддерживающим оппозиционеров, не нравится — это факт.

— 3 и 6 октября российские самолеты нарушали воздушное пространство Турции. Эрдоган тогда заявил, что Турция больше не допустит нарушений своего воздушного пространства ВКС РФ. Сейчас Анкара утверждает, что российскому бомбардировщику было вынесено 10 предупреждений и спустя 5 минут самолет был сбит.

— Тогда наши самолеты находились в воздушном пространстве Турции секунды и, конечно, не намеренно. Российская антитеррористическая операция согласована со всеми странами региона, в том числе и с Турцией. По идее, никакой потенциальной угрозы нашим самолетам не должно быть, если только со стороны боевиков…

Самолет, который по ошибке залетел в чужое воздушное пространство, по существующим нормам должен как можно быстрее его покинуть. Если вдруг он потерял ориентировку, то ему необходимо включить сигнал бедствия для того, чтобы свои наземные службы определили его местоположение и помогли вернуться.

Возможно, турецкие F-16 дежурили в воздухе. Аэродром в Латакии находится в относительной близости от турецких границ. Кроме того, турки постоянно наблюдают за нашими самолетами и знают систему захода на посадку и т. д.

Отмечу, что если фронтовой бомбардировщик был сбит F-16, то как такового воздушного боя не было. Су-24М сложно тягаться с истребителем. В таком случае F-16 зашел с задней полусферы и произвел пуск ракеты. А наш не смог уйти, хотя на Су-24М, вроде, и есть ИК-ловушки — но их могли не успеть применить, либо они просто были не заряжены.

— В Минобороны говорят, что данные объективного контроля свидетельствуют о том, что наш самолет находился исключительно в воздушном пространстве Сирии.

— Проводка самолета на этапе полета в любом случае осуществлялась. Другое дело, примут ли во внимание наши данные со спутников? Или на нас снова все бездоказательно повесят, как это бывало и ранее…

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров убежден, что российский ответ должен быть максимально жестким.

— Если мы идем на войну, как вы считаете, нужно воевать или торговать? Конечно, воевать. Я о такой ситуации предупреждал давно. Это было неизбежно по причинам, о которых уже неоднократно говорилось. Был лишь вопрос времени, когда американцы или турки собьют наш самолет. И теперь нет ничего удивительного в том, что это произошло.

— Что мы должны предпринять в ответ?

— Как специалист по Турции, который много лет изучает эту страну, в том числе психологические особенности военнослужащих, могу с уверенностью сказать, что чем жестче будет наш ответ, тем лучше. Самое слабое место у Турции — это курдский вопрос. Поэтому мы должны прямо поддержать курдов, как в Сирии, так и в Турции.

Помимо этого необходим комплекс других мер. Нужно ввести жесткий визовый режим с Турцией, свернуть экономическое сотрудничество. МИД должен, наконец, обратиться к нашим гражданам и объяснить, чтобы они не ездили туда отдыхать, так как это очень опасно. Турфирмы же нужно предупредить, что если они будут продолжать продавать туры в Турцию, это будет грозить им неприятными последствиями, вплоть до уголовных дел.

— Но ведь Турция член НАТО, как отреагирует альянс на эти действия с нашей стороны?

— Несколько лет назад, когда начались волнения курдов в Турции, многие тоже задавались вопросом, как на эту ситуацию повлияет то, что страна входит в НАТО. Но ответ прост — никак. Вы же не думаете, что НАТО будет вмешиваться во внутренние дела Турции? Повторюсь, для Анкары самый болезненный вопрос — это курды, и мы должны этим воспользоваться.

Наша реакция должна быть максимально жесткой, даже жестокой. Если этого не произойдет, подобные инциденты, без сомнения, будут продолжаться. Хватит нерешительности. На войне всегда действуют жестко и конкретно.

Востоковед, заместитель руководителя отдела канала «Русия аль-яум», автор книги «Вся Сирия» Сергей Медведко считает, что своими действиями Турция фактически поставила себя на сторону «Исламского государства».

— Безусловно, этот инцидент не улучшит отношения между Россией и Турцией, и без того напряженные по причине различного подхода к сирийской проблеме. Мы уже не раз обвиняли Турцию, прямо или косвенно, в том, что она занимает неконструктивную позицию в борьбе с «Исламским государством».

Во-первых, Турция открывает свои границы для боевиков ИГ, чтобы они могли скрываться от сирийских войск или ударов российской авиации. Во-вторых, она организует и обеспечивает ИГ финансовую поддержку, перерабатывая на своих заводах и продавая нефть, незаконно поступающую с территории Сирии. Это главный источник поступления денег в «Исламское государство», на которые они вербуют наемников по всему миру. В-третьих, турки прямым образом перебрасывают через свою территорию боевиков и наемников, то есть занимаются реальным обеспечением экстремистов людьми. Не говоря уже о том, что Турция, вероятней всего, поставляет боевикам вооружения. Сколько бы его не уничтожалось на территории Сирии, оно возникает вновь, причем зачастую имеет американское происхождение.

— В этом контексте инцидент с самолетом может стать «последней каплей» в наших отношениях или стороны предпочтут его «замять»?

— Пока мы не знаем всех деталей. Если самолет действительно нарушил воздушное пространство Турции, это могло быть нарушением со стороны российского летчика. Другой вопрос — причины этого нарушения. Не исключено, что у пилота вышло из строя оборудование, и он просто не мог выйти на связь или скорректировать свое положение. Может быть, он отклонился из-за обстрела ПЗРК… В любом случае, турки не должны были подходить к этому вопросу сугубо с формальной точки зрения.

Они прекрасно знают, что российская авиация не наносит ударов по турецкой территории и не расценивает Турцию как враждебное государство. Если бы Анкара была заинтересована в улучшении или хотя бы сохранении отношений, они бы не сбивали наш бомбардировщик. Они вполне могли вести и контролировать самолет, и только если бы он собирался атаковать турецкие объекты, давать команду на уничтожение.

Но сбивать самолет, который, как они знают, только что отбомбился по объектам ИГ, против которого Турция, якобы, тоже воюет, — это откровенно недружественный шаг. Они сбили наш самолет и тем самым поставили себя на сторону «Исламского государства».

— Какой должна быть наша реакция на такие действия?

— Ответные меры, особенно в экономической сфере, были бы нормальным шагом. Такие прецеденты имеются. Мы должны дать понять туркам, что не потерпим такие действия. Надеюсь, мы не будем отвечать ударом на удар, и сбивать их самолет. Но «прищемить хвост» и свернуть, например, экономический поток наших туристов или воздействовать другими экономическими рычагами, необходимо.

Наши дипломаты и военные должны активно вмешаться в ситуацию. Проблему нужно решить мирно, хотя, конечно, оружие уже было пущено в ход.

Сирийский кризис в силу того, что Турция открыто выступает против правительства Асада, которое мы поддерживаем, распространяется и на экономическую сферу. В том числе на такой важный для обеих стран проект, как газопровод «Турецкий поток». Там и так не все гладко, не исключаю, что сейчас возникнут дополнительные проблемы в его реализации.

Справка

Авиационная группа ВКС России в Сирии была сформирована по решению Верховного главнокомандующего ВС РФ 30 сентября 2015 года в районе Латакии на авиационной базе Хмеймим. Первоначально в состав авиационной группы входило 50 самолетов и вертолетов. 20 ноября 2015 года министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что авиагруппировка увеличена до 69 самолетов. В состав группировки входят самолёты-истребители Су-27СМЗ, СУ-30СМ, Су-34, Су-24М, Су-25М, вертолеты МИ 24 и Ми-8, а также Ту-160 и Ту-95 МС.

Источник: warfiles.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply