Кризис евро и кризис Шенгена имеют близкие причины

By admin Nov 19, 2015

Что делать с Шенгеном? Парижский террористический акт поставил этот вопрос перед государствами-членами буквально через два месяца после того, как он ставился ими в разгар кризиса нелегальной миграции. Председатель Европейского совета Дональд Туск по этому поводу не  случайно заявил: «Спасение Шенгена — это бег наперегонки со временем. Надо торопиться, но без паники».

Но паника была в Париже, и она продолжается.

Кризис Шенгена имеет несколько аспектов. Главное, как выяснилось в этом году, его условия не выполняются в отношение движения беженцев в пространство Шенгена. Да так, что правительства стран-членов ЕС в настоящее время не располагают точными данными об общем числе новых беженцев, прибывших в их страны.

Венгрия летом этого года первой открыто отказалась выполнять условия Дублинского договора по Шенгену — принимать возвращаемых мигрантов, ищущих убежища в первую страну ЕС, шенгенскую границу, которой они пересекли. В сентябре ситуация с мигрантами ухудшилась, и внешне дело выглядело так, будто она полностью вышла из-под контроля. Толпы мигрантов штурмовали Шенген, а «новые европейцы» отказываются выполнять требование «старых европейцев» по перераспределению беженцев в рамках согласованных квот между странами. Случай этот прекрасно продемонстрировал, что у Евросоюза нет единой политики относительно беженцев. Призывы к европейской солидарности в отношение квот со стороны богатых государств-членов не вызвали ответного отклика у «бедных». Что было вполне справедливо после того, как призывы «бедных» государств-членов о солидарности к «богатым» в разгар кризиса задолженности в 2012 году не вызвали ответного отклика.

Экстренные совещания на разных уровнях относительно миграционного кризиса стран ЕС результатов не приносят. Последний саммит на Мальте 12 ноября 2015 года это в очередной раз продемонстрировал, поскольку закончился он практически ничем. А пока общая сумма прогнозируемых трат на решение миграционного вопроса достигает более 20 миллиардов евро. Это сильнейший удар по экономике и финансовой стабильности ЕС. Траты тем временем продолжаются. Евросоюз постановил выплатить Турции 3 млрд евро в качестве «гранта за беженцев». В Европе рассчитывают, что турки удержат в своей стране 2,2 млн беженцев, спасающихся от войн в Сирии, Ираке и Афганистане. До конца месяца Брюссель планирует провести саммит ЕС с Турцией. В центре внимания станет проблема нелегальной миграции, идущей транзитом через Турцию в ЕС. По замыслу организаторов, Турция должна стать платным сторожем у ворот в Шенген.

Аналогичное решение пытаются применить к Африке. На уже прошедшем саммите на Мальте Евросоюз предложил создать чрезвычайный фонд в 1,8 млрд евро, чтобы приостановить поток беженцев из африканских государства. Но ЕС уже несколько лет выделяет по 20 млрд евро ежегодно на помощь африканским странам. На поток беженцев это практически никак не влияет. Власти африканских стран заинтересованы в притоке валюты от мигрантов, закрепившихся в Европе. ЕС предложил африканским странам возвращать мигрантов, кому было отказано в убежище обратно. Но это требует опять больших средств. Сами африканские страны рассматривают высылку, как дискриминационную меру. Фактически, они отказываются принимать обратно мигрантов.

Беженцев надо где-то содержать. Еврокомиссия стала обсуждать возможность создания временных транзитных зон для содержания мигрантов внутри Шенгена без допуска в него. Согласно Шенгенскому договору, транзитные зоны можно применять лишь на внешних границах Шенгенской зоны и в аэропортах. На внутренних границах транзитные зоны могут быть созданы лишь в качестве временной меры на несколько недель, но никак не на постоянной основе. Это положение хотят изменить, чтобы сделать транзитные зоны — своеобразные фильтрационные лагеря для мигрантов. Речь в данном случае идет о существенной модификации одного маленького пунктика Шенгенского соглашения.

Тем временем на внешних границах Шенгена ставятся стены, а на внутренние границы возвращается контроль. Венгрия первая этим летом стала строить забор на своей южной границе, которая одновременно является внешней границей Шенгена. 11 ноября в Словении начали перекрывать заграждениями Шенгенскую границу с Хорватией. 12 ноября Швеция, принимавшая в относительном исчислении среди стран ЕС самое большое количество беженцев, возобновила пограничный контроль.

В Германии после сентябрьского широкого и гостеприимного приема беженцев намереваются строго применять условия Дублинского соглашения — отправлять ищущих убежища в первую страну ЕС, границу которой они пересекли. Лидер ХСС и премьер Баварии Хорст Зеехофер и министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер, считают, что границы пора закрывать и более избирательно подходить к вопросу предоставления статуса беженца.

Франция в начале ноября заявила, что временно вернет пограничный контроль на своих границах — внутренних относительно Шенгена на период конференции ООН по вопросам климатических изменений. Мероприятие состоится в Париже с 30 ноября по 11 декабря 2015 года. Однако устанавливать контроль на границах пришлось раньше на две недели из-за форс-мажора — террористического акта в Париже.

Теракт в Париже зримо показал, что Шенгенская зона стала кошмаром еще и в вопросе безопасности. В конкретном случае с Парижем быстро выяснилось, что центр террористов находился в Брюсселе, и они свободно осуществляли при подготовке теракта трансграничную активность в направлении Франции. Из-за Шенгена с его бесконтрольными внутренними границами эту активность можно лишь с известным допущением именовать «трансграничной».

Проблема Шенгена станет основной темой на внеочередном заседании министров внутренних дел стран-членов ЕС, которое состоится в пятницу, 20 ноября. Французские власти просят укрепления существующих правил. В частности, Париж предлагает распространить систему PNR (Passenger Name Record) с внешних авиарейсов на внутренние рейсы Евросоюза. Система PNR позволяет спецслужбам за 48 часов до полета осуществить перекрестную проверку зарегистрированных пассажиров. В остальном Франция требует: «систематически координировать» и «систематически консультироваться». Это общие слова. А вот это уже конкретное предложение. Франция требует, чтобы ЕС быстро создал общую европейскую пограничную и береговую охрану, принял пакет документов «Смарт граница». Государства-члены должны в полной мере использовать Шенгенскую информационную систему (SIS) с целью обмена информацией, полагают в Париже.

Кризис единой европейской валюты евро и нынешний кризис Шенгена при ближайшем рассмотрении имеют близкие причины. И единая валюта, и Шенген просто требуют более тесной интеграции Евросоюза. Существующая форма союза суверенных государств не отвечает этим институтам. Единая валюта требует единого бюджета или, по крайней мере, единой бюджетной политики в рамках еврозоны. Единое пространство Шенгена, в свою очередь, требует общей пограничной службы по периметру и единой полиции с миграционными органами внутри этого периметра. Пока имеются лишь отдельные единые инструменты, которые оказались бы полезны этим службам. Это, например, компьютерная база данных лиц, объявленных в Европе в розыск. Кроме того, есть такое евроагентство Frontex, которое должно заниматься патрулированием внешних границ стран, входящих в Шенгенскую зону. Но из-за своего нынешнего весьма скромного состояния, эта организация осуществляет лишь связь с местными пограничными органами стран, имеющих внешние границы Шенгена.

Вместо конкретных мер страны Европы сейчас ведут дебаты насчет Шенгена, а национальные службы по-прежнему слишком медленно обмениваются информацией, которая могла бы сделать принимаемые меры безопасности более эффективными.

Шенген, без сомнения, является достижением европейской интеграции, не соответствующим реальному уровню этой интеграции. Постановка под вопрос Шенгена означает значительный откат по интеграции в ЕС. Однако при существующем уровне интеграции откат неизбежен. Конечно, речь не идет о восстановлении визовых отношений между странами ЕС. Однако пограничный контроль на внутренних рубежах ЕС будет восстановлен. Сплошной охраны протяженной границы не получится, но въезд в страну по ключевым транспортным потокам будет контролироваться с использованием системы «Смарт граница». Уровень Шенгена будет стремиться к соответствию с уровнем достигнутой в ЕС интеграции. Некоторое отступление неизбежно.

Источник: eadaily.com

By admin

Related Post

Leave a Reply