Нелегкий путь домой немецких солдат после зарубежных миссий

By admin Nov 13, 2015

Не всем военнослужащим бундесвера, участвующим в миротворческих операциях за рубежом, легко дается возвращение домой. DW о том, как в Германии для них налажена психологическая помощь.

ПТСР – четыре буквы, скрывающие термин из врачебного лексикона, которые напоминают о том, что возвращение порой оказывается самым тяжелым испытанием. Особенно если речь идет о возвращении домой из зоны боевых действий. ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство, или, как его принято называть в народе, посттравматический синдром – самое распространенное психическое заболевание, с которым сталкиваются военные после пережитого в горячих точках.

С пережитым справляются многие, но не все

С 1992 года в миротворческих операциях за рубежом приняли участие 380 тысяч военнослужащих бундесвера, отмечающего в этом году свое 60-летие. Около 2700 немецких военных в данный момент несут службу в Афганистане, Косово и других уголках мира. “Большинство людей, переживших травмирующие психику события, справляются с этим. Но у некоторых все же развиваются психические заболевания”, – рассказал DW Карл-Хайнц Бизольд (Karl-Heinz Biesold), до 2012 года на протяжении 12 лет возглавлявший отдел психиатрии, психотерапии и психотравматологии в госпитале бундесвера в Гамбурге.

В прошлом году посттравматический синдром был выявлен у более чем 400 немецких военных. Но реальные цифры намного выше, убежден уполномоченный бундестага по делам военнослужащих Ханс-Петер Бартельс (Hans-Peter Bartels). Подтверждают его мнение и исследования Дрезденского университета, авторы которых подсчитали, что лишь около половины военных, имеющих проблемы, обращаются к специалистам. Карл-Хайнц Бизольд объясняет это нежеланием продемонстрировать слабость и навредить своей дальнейшей карьере.

По его словам, после зарубежных военных операций помимо ПТСР некоторые их участники страдают от других разновидностей стрессовых расстройств, тревожного невроза. Кто-то впадает в алкогольную зависимость, не сумев переосмыслить происшедшее. “Бывают и проблемы с адаптацией к домашней обстановке”, – продолжает психиатр. Получив во время заграничной командировки опыт и став свидетелями вещей, с которыми они прежде не сталкивались в таких масштабах (нищета, разрушение, смерть, ранения), по возвращении домой военные нуждаются во времени, чтобы вновь привыкнуть к нормальному окружению. “И некоторым это дается тяжело”, – признал Бизольд.

Помощь до, во время и после операции

При этом превентивная психологическая поддержка солдатам и офицерам бундесвера оказывается еще до отправки их в зону возможных боевых действий. “Их готовят к тому, что они могут столкнуться с психическими расстройствами. Объясняют, как они могут самостоятельно бороться с этим, как расслаблять и контролировать себя”, – поясняет Карл-Хайнц Бизольд. Непосредственно в ходе боевых операций военные также получают психологическую, моральную и медицинскую помощь.

По возвращении домой они проходят медицинские и психологические обследования, участвуют в семинарах по анализу пережитого. “А те солдаты, кто возвращается с заболеваниями того или иного типа, получают соответствующий медицинский уход. Разумеется, оплачивает это бундесвер”, – отметил психиатр.

Общественная поддержка

Карл-Хайнц Бизольд уверен, что после пережитого стресса военным крайне важно ощущать максимально широкую социальную поддержку: “Это оказывает большое влияние на то, сумеют ли они осмыслить произошедшее, или же этот процесс застопорится”. Однако немецкие ветераны сетуют на недостаток общественного признания.

“Обычным прохожим на улице не интересна политика безопасности”, – пожаловался Уве Кёпсель (Uwe Köpsel) из немецкого Союза военнослужащих (Bundeswehrverband). В интервью DW он указал на “дефицит внимания”, царящий в обществе, когда речь заходит об участии бундесвера в рубежных миссиях. “Непростые военные операции в кризисных регионах, убитые солдаты, травмированные ветераны – это неудобная тема”, – полагает Кёпсель.

Вот и в самом военном сообществе Германии долгое время царило нежелание признавать наличие психологических проблем у возвращающихся из зон конфликтов. “Нам пришлось проделать немало просветительской работы в среде обычных солдат и военачальников”, – констатирует Бизольд. По словам психиатра, теперь ситуация в этой сфере несколько улучшилась, и готовность интегрировать таких солдат стала выше.

И сами военные стали чаще обращаться за психиатрической помощью. Уполномоченный по делам военнослужащих Ханс-Петер Бартельс также указал на ежегодное увеличение количества жалоб на психологические травмы. “Это как физическая рана. Они получили травмы во время исполнения служебных обязанностей. И общество должно нести ответственность за то, чтобы с помощью медицинской и социальной помощи солдаты снова могли вернуться к нормальной жизни”, – подвел итог Бартельс в беседе с DW.

Источник: dw.com

By admin

Related Post

Leave a Reply