Подводный флот залег на дно

By admin Nov 7, 2015

Еще в сентябре нынешнего года неназванный «высокопоставленный представитель командования Военно-Морского флота РФ», под которым без труда угадывался либо сам главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков либо один из его заместителей, уверенно заявил РИА «Новости»: «Серия из шести подлодок проекта 636.3 для ЧФ станет последней».

Уточним — не последней для Черноморского флота, а вообще последней, поскольку строительство многоцелевых дизель-электрических подводных лодок этого проекта («Варшавянка»), которое длится уже около полувека, решено прекратить. Далее, после 2020 года, как было сказано, на флот по плану должен пойти новый проект неатомных подводных лодок — «Калина». Над ним сейчас напряженно работает питерское ЦКБ «Рубин».

Принципиальное отличие перспективной «Калины» от «Варшавянки» — анаэробная воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ) и литий-ионная аккумуляторная батарея (ЛИАБ). Или двигатель, способный сутками работать под водой без доступа атмосферного воздуха. А это важнейший элемент скрытности для подводников. Поскольку с этими новинками не нужно слишком часто всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей, не нужно регулярно проветривать отсеки, в которых после долгого плавания в морских глубинах содержание углекислого газа в воздухе неизбежно достигает опасных для экипажа пределов.

Максимум трое-четверо суток подряд — вот время, которое могут непрерывно находиться под водой субмарины третьего поколения, к которым относится и «Варшавянка». Подлодки с ВНЭУ способны обходиться без всплытия раз в шесть-семь раз дольше. Таковы давно вошедшие в строй шведские подводные лодки типа «Гогланд», японские типа «Сорю», германские корабли проектов 212 и 214. Такой, надо полагать, в перспективе должна оказаться и перспективная российская неатомная подводная лодка «Калина».

Что ж, все в духе времени. Действительно удачным «Варшавянкам», самым малошумным в мире многоцелевым дизель-электрическим подводным лодкам (ДЭПЛ), вооруженным к тому же ставшим знаменитым на весь мир ракетным комплексом «Калибр», и впрямь давно необходима замена. Ведь они проектировались в том же ЦКБ «Рубин» почти полвека назад. Конструкторская мысль за минувшие десятилетия просто обязана уйти далеко вперед.

Однако внезапно в минувший четверг, 5 ноября, по случаю передачи Черноморскому флоту четвертой новенькой «Варшавянки», названной «Краснодаром», адмирал Чирков разом перечеркнул эти стройные рассуждения. Он заявил, что в Главном штабе ВМФ, оказывается, передумали и теперь намерены продолжить строительство именно «Варшавянок». Агентству ТАСС главком заявил: «Главное командование ВМФ рассматривает возможность строительства подводных лодок этого проекта (636.3) и для других флотов. В этом есть логика, так как подводные лодки проекта 636.3 обладают хорошей боевой эффективностью и эксплуатационными характеристиками».

Получается, в сентябре решение Минобороны и Главного штаба ВМФ было однозначным: «Варшавянки» больше не строим. У нас теперь есть кое-что получше”. А в ноябре — внезапный поворот «все вдруг на обратный курс».

Столь резкая смена курса наших флотоводцев требует пояснений. По мнению опрошенных «Свободной прессой» экспертов-подводников и кораблестроителей, все дело в том, что со сменой для «Варшавянок» у нас давно не ладится. Несмотря на затраченные миллиарды, отечественной анаэробной установки для неатомной подводной лодки в России как не было, так и нет. Даже на подходе. И кроме кораблей устаревшего, но давно проверенного проекта 636.3 строить нам сегодня в этой области пока нечего.

Что широкой публике известно о работе ЦКБ «Рубин» над проектом «Калина»? Подозрительно мало.

Первое упоминание о «Калине» появилось весной нынешнего года. В июне 2015-го директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов сообщил, что «в декабре 2014 года в ЦКБ „Рубин“ завершена научно-исследовательская работа „Калина-ВМФ“ в результате которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России».

Спустя несколько дней на Международном военно-морском салоне в Питере один из конструкторов ЦКБ «Рубин» отказался пролить хоть какой-либо свет на параметры будущей субмарины: «Это секретная информация. Никто об этом не знает и никто никогда не расскажет».

И это правильно, поскольку речь идет о новом оружии. Только ведь ссылками на военную тайну очень удобно прикрывать и собственные конструкторские неудачи. Не тот ли это случай?

Но продолжим анализировать сведения из открытых источников о работе над перспективными российскими неатомными подводными лодками. В 2014 году гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что «Калина» станет боевым кораблем пятого поколения. Как уже сказано, проект 636.3 — третье поколение ДЭПЛ. Куда же пропало поколение № 4 наших подводных лодок?

А никуда. В теории оно представлено дизель-электрическими субмаринами проекта 677 «Лада». Которые в Главном штабе ВМФ много лет назад заранее назвали «принципиально новыми неатомными подводными лодками с двигателем замкнутого контура для действий в ближней морской зоне». Еще было сказано, что каждая из них сможет «в автономном режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель».

По сравнению с «Варшавянкой» водоизмещение «Лады» конструкторы уменьшили в 1,3 раза (с 2 300 до 1 765 тонн). Сократили и численность экипажа — с 52 до 36 подводников. Зато еще увеличили скрытность плавания и максимальную скорость подводного хода (с 19 до 21 узла). Внесли и множество иных новшеств.

Словом, по всем статьям «Лада» должна была стать прорывом в будущее. В 2008 году ВМФ заявлял о планах принять на вооружение до 20 таких субмарин. Увы, по большому счету не принял ни одной. Головная — «Санкт-Петербург» — была спущена на воду в 2004 году и тут же потонула в море недоделок. Проблемы возникли с вооружением, с боевой информационно-управляющей системой «Литий», с гидроакустическим комплексом. Даже с двигателем, который никак не хотел выдавать более половины заявленной мощности. Хотя никакого «двигателя замкнутого цикла» на «Санкт-Петербурге» не было и нет. Стало быть, и этому кораблю не суждено «в автономном режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель».

По сути — обычная ДЭПЛ. В 2010 году принята флотом в так называемую «опытовую эксплуатацию». Иначе говоря — отправлена на Северный флот для всякого рода конструкторских экспериментов.

Тем временем, на верфях застряли еще две «Лады». Первая названа «Кронштадтом», заложена в 2005 году. Вторую — «Севастополь» — начали строить еще через год. Ни одна не готова по сей день. Хотя и на этих субмаринах о ВНЭУ не идет и речи. Правда, «Кронштадт» обещают спустить на воду в декабре. Но с обычным двигателем. Время покажет, насколько реальны даже эти планы.

Одно можно сказать точно: на определенном этапе эта бесконечная канитель Главному штабу ВМФ сильно надоела. В 2012 году возник скандал. Прежний главком адмирал Владимир Высоцкий заявил: “Лада”? Этого корабля вообще нет, что про него говорить? Есть в опытовой эксплуатации подводная лодка «Санкт-Петербург», которая заявленные технические характеристики не показывает… Нам не нужны новые мозги с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же. В существующем виде «Лада» Военно-Морскому флоту России не нужна”.

Утверждают, что именно это интервью стало поводом для отстранения Высоцкого от должности. Через три месяца 57-летний полный адмирал был отправлен в отставку. А его преемник Виктор Чирков тут же велел работы над «Ладой» возобновить.

Не жалеет ли он теперь об этом? Особенно, когда стало ясно, что в обозримой перспективе нам все равно придется пополнять флот старыми добрыми «Варшавянками»? Потому что больше нечем. Ведь даже если судьба проекта «Калина» сложится совершенно иначе — счастливо! — в этом возможно будет убедиться не ранее, чем через пять лет. А первые корабли нового проекта получить и того позже.

Правда, блеснула было надежда, что удастся довести до ума и «Ладу» (то есть строящиеся «Кронштадт» и «Севастополь»). В конце минувшего лета Чирков сообщил, что в 2015 году Россия приступит к испытаниям серийной подводной лодки с ВНЭУ. Дескать, ранее апробация новой силовой установки прошла на опытовой подводной лодке Б-90 «Саров».

Конец года уже наступил, а где же серийная подлодка? Где испытания?

Оптимизма попытались добавить неназванные «представители ВПК». 1 октября они заявили, что «в ближайшем будущем начнется серийное производство анаэробных установок, стендовые испытания которых признаны успешными». Если это так, с чего бы это главком ВМФ заговорил о продолжении строительства проверенных океаном и временем «Варшавянок»?

Где корни этих многолетних конструкторских неудач? Не претендуя на полноту обобщений, сошлюсь на свой давний разговор с заслуженным изобретателем РФ, доктором технических наук Николаем Кирилловым. По его мнению, мы долгие годы слепо копировали и продолжаем копировать опыт Германии в создании неатомных подводных лодок. На их субмаринах проектов 212 и 214 в двигателях замкнутого цикла использован водород. Со временем выяснилось, что это дорого и неэффективно. А сам путь — тупиковый.

Вариантом могли стать воздухонезависимые двигатели Стирлинга. По этому пути пошли шведы и японцы, чьи неатомные подводные лодки сегодня намного лучше германских. Правда, в Японии, оснастив двигателями Стирлинга первые шесть подлодок «Сорю», на остальные решили их не ставить, заменить литий-ионными батареями. Об этом недавно сообщило Defense News.

Как бы там ни было, но выходит, что за рубежом продолжают энергичные поиски лучших вариантов создания неатомных подводных лодок. Что мешает пойти по этому пути и нам, отказавшись от шаблонов?

Кирилов признался, что обсуждал эту тему с коллегами из ЦКБ ««Рубин». И вот что ему ответил один из собеседников:

— Мы за тридцать лет работы над водородными топливными элементами сожрали столько бюджетных денег, что если вдруг признать этот путь ошибочным, нас просто порвут на части.

Сергей Ищенко

Источник: svpressa.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply