Немецкие дети мечтают о коммунизме

By admin Nov 4, 2015

Пока передовые ряды туповатой, но преисполненной энтузиазма российской либеральной тусовки не спят ночами, думая, как бы избавиться от «проклятого совка» (отстали от жизни на четверть века и не знают, что Советского Союза давно уже нет), немецкие дети мечтают когда-нибудь пожить при коммунизме.

В одной немецкой гимназии, в 6-м классе, на уроке социологии проходили знаменитую «Утопию» Томаса Мора. Ознакомив учащихся с принципами обустройства идеального общества, начертанными в XVI веке великим англичанином, учительница предложила им письменно выразить свое мнение – хотели бы они жить в такой Утопии и возможно ли построить на Земле такое общество.

Практически все гимназисты единодушно ответили, что общественное устройство и принципы жизни, представленные в «Утопии», им очень нравятся и что они хотели бы жить в стране, похожей на Утопию. Построить такое общество, по их мнению, хотя и трудно, но возможно. Все люди должны собраться, договориться, объединить усилия, как следует потрудиться и т.д.

Однако общество, придуманное Томасом Мором – самое что ни есть коммунистическое. Главный признак – в нем отсутствует частная собственность, порождающая раздоры и неравенство между людьми; именно ее отсутствие позволяет утопийцам быть друг к другу по настоящему человечными, добрыми и отзывчивыми. Да и вообще, заявляет один из героев книги, «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел».

Деньги внутри Утопии не употребляются – они используются только для обмена при международной торговле (надо ли говорить, что эта торговля является государственной монополией). В стране имеется всеобщая трудовая повинность; главной обязанностью выбранных правителей страны, «отцов», заключается в наблюдении за тем, чтобы все были при деле и «никто не сидел праздно». Население распределено по острову равномерно, а если где-то возникает переизбыток или, наоборот, нехватка людей, то они уравниваются путем массовых переселений. Правилом хорошего того считается всегда быть на виду у всех, «проводить время в привычной работе и благопристойном отдыхе». Работают утопийцы всего по 6 часов в день, остальное время отдано занятиями науками и искусством. Преступников в Утопии не казнят, не морят в тюрьмах, а заставляют трудиться на благо общества.

Нетрудно заметить, что Утопия является куда более «тоталитарным», чем многие из реально существовавших коммунистических режимов. И тем не менее немецкие гимназисты, по-детски наивные в социологии и истории, едва ознакомившись с моделью коммунистического общества, тут же изъявили желание в нем жить!

Но еще удивительнее другое: учительница, которая прежде вдохновенно вещала ученикам о том, какие жуткие, тоталитарные и диктаторские порядки были в ГДР и в СССР – эта самая учительница отнеслась к ответам детей положительно и выразила полную поддержку их светлой мечте. Мечте о счастливом обществе всеобщего равенства, без частной собственности и классов, без эксплуатации человека человеком, со свободным коллективным трудом во имя всеобщего блага.

Именно от таких книжек как «Утопия» или «Город Солнца» Кампанеллы, да и от многих других, вплоть до платоновских диалогов, развилось течение утопического социализма. Адепты его, подобно нынешним немецкий школьникам, мечтали построить идеальное общество постепенно, мирно, на основе правильно организованного труда и справедливого распределения. Это уже потом Карл Маркс подробно и обстоятельно разъяснил, что путь к светлому будущему пролегает через горнило революции.

Примерно это и сказала на том уроке моя дочь, никогда имени Маркса не слышавшая. Но даже отрывочных знаний об истории, революциях, о различиях между коммунизмом и капитализмом хватило ей, чтобы охладить пыл одноклассников: «В условиях капитализма построить такое общество, как в Утопии, невозможно. Капиталисты найдут способ подавить тех, кто попытается это сделать. Ведь на строительство нужны деньги, а деньги у капиталистов и банкиров – разве они дадут их тем, кто хочет создать мир без частной собственности и без денег? Если вы хотите жить в Утопии, вам придется сначала убрать капитализм, а это возможно только через революцию и войну».

В классе поднялся шум. Мечтательные одноклассники стали упрекать мою дочь в том, что она де кровожадна, хочет войны и т.п.

– Да не хочу я никакой войны, – возразила дочь, – мне и при капитализме неплохо живется. Это вам хочется в Утопию – ну так надо считаться с тем, что вы никогда не попадете туда, если не устроите революцию.

Учительница, у которой при одном упоминании о капитализме беспокойно забегали глаза, поспешила мягко, общими фразами и призывами уважать чужое мнение завершить дискуссию.

Ее замешательство понятно: дети стихийно подошли к одному из самых трагических и неразрешимых противоречий общественного бытия. В истории путь от худшего к лучшему нередко идет через предварительное полное разрушение худшего, причем в этот самый период разрушения худшее может вдруг смениться не на лучшее, а на еще более худшее. Как известно теперь с высоты исторического опыта XX века, этот «переходный период» порой может длиться сколь угодно долго, и при этом еще не факт, что вожделенная цель, ради которого и началось разрушение старого, вообще будет когда-то достигнута. Рано или поздно немецкие дети это поймут (не разумом, так классовым чутьем) и их стремление попасть в Утопию существенно ослабеет.

Тем не менее сам факт, что немецкие гимназисты при первом же знакомстве с описанием коммунистического общества тут же изъявили желание в нем жить и даже его строить – весьма примечателен. Видимо, стремление жить по правде, по справедливости, в равенстве и в совместном труде на общее благо – это заложено в самой природе человека. Перефразируя приписываемую Тертуллиану фразу, допустимо сказать, что душа по природе коммунистка.

Но ведь и между христианством и коммунизмом есть немало точек соприкосновения. Неспроста Томас Мор упоминает, что христианские миссионеры, проникнув в Утопию, добились там значительных успехов, что было обусловлено сходством порядков, царивших у утопийцев, с принципами первой апостольской общины.

И не зря у Блока Христос идет по Петрограду с красным флагом!

Идеи коммунизма живы и рано или поздно заявят о себе вновь. Подавить их, выбросить из человеческой культуры, из истории – нельзя. Недаром ведь даже в немецкой гимназии, идеологически заточенной на антикоммунизм и на утверждение незыблемости нынешних порядков, учительница все-таки знакомит учеников с чарующей книжкой Томаса Мора, вольно или невольно пробуждая в них мечту о светлом будущем.

Источник: publizist.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply