Убийца по имени кризис

By admin Nov 2, 2015

Нынешняя осень запомнится в числе прочего парадоксальными по своей жестокости преступлениями. «Красногорский стрелок» Амиран Георгадзе, убивший четверых, Дмитрий М. из Подольска, совершивший чудовищное убийство собственных двоих детей и напавший после этого на жену… Примечательно, что всё чаще встаёт вопрос о вменяемости преступников. В чём причина? Первое, что приходит на ум, – «осеннее обострение»…

Существует гипотеза, согласно которой организм человека подчиняется биологическим ритмам. Смена дня и ночи, времён года влияет на психику. У некоторых врачей есть версия: с наступлением холодов и уменьшением светового дня обостряются психические болезни. Действительно, кто эти люди, которые по осени постоянно звонят в редакцию и сообщают о неопознанных летающих объектах, инопланетянах и наступлении «конца света»? Кто эти анонимы, которые в социальных сетях соревнуются в ругательствах и грозят оппонентам расправами на пустом, казалось бы, месте?

Больные депрессией и различными видами психозов могут быть опасны в осенний период обострений не только для себя, но и для окружающих. Достаточно вспомнить, что трагедия в Кущёвской, когда были убиты 12 человек, в том числе заколоты трое детей 14, 5 и полутора лет, произошла глубокой осенью, 4 ноября…

Кому нужны психически больные?

По данным ООН, сейчас в России убивают больше, чем в странах Европы и даже СНГ. В среднем за год у нас совершается 11–14 убийств на 100 тыс. населения. Доктор психологических наук, руководитель судебно-психологической лаборатории Московского областного центра социальной и судебной психиатрии Виктор Гульдан связывает эту страшную статистику прежде всего с кризисом: «Влияние сезонных колебаний на статистике общественно опасных действий существенно не отражается. В случае с подольским детоубийцей имело место употребление спайсов на фоне проблем с бизнесом. Дмитрий М., как известно, совершил убийство своих детей внезапно, напав на них вечером: девятимесячная девочка уже спала, а четырёхлетний сын засыпал. Под влиянием спайсов растёт немотивированная жестокость, которая часто толкает на криминал. Что касается «красногорского стрелка» Георгадзе, то там чистой воды экономический конфликт, он связан с потерей крупной суммы денег. Рост криминала под влиянием кризиса – это сегодня факт, который уже невозможно отрицать. Снижение зарплат, неуверенность в завтрашнем дне ведут к невротизации людей, возникновению у них аффективных реакций. Общая напряжённость в обществе снижает порог агрессивности: человек «взрывается» по незначительному поводу. Но самое страшное – люди становятся толерантны к неправильному, антиобщественному, агрессивному поведению».

А как у них?

В 80–90-е годы прошлого века Испания и Швеция переживали банковский кризис. При этом в Испании количество суицидов росло вместе с ростом безработицы, а в Швеции – нет. Оказывается, в скандинавской стране правительство принимало различные меры социальной поддержки населения. Люди понимали, что государство их не бросило и что-то делает для совместного выхода из кризиса.

К сожалению, наша терпимость к неадекватным поступкам посторонних – не меньшее зло, чем агрессия. Большинство преступлений, совершённых психически больными, вероятнее всего, можно было бы предотвратить, если бы окружающие обращали на них внимание и направляли таких людей к врачам. Например, Галина Р. из Долгопрудного, сбросившая с балкона 15-го этажа своих сыновей 4 и 7 лет, неоднократно совершала неадекватные действия, у неё была попытка суицида. Если бы близкие вовремя привели её к врачу, вероятнее всего, трагедии можно было бы избежать. «При освидетельствовании этой женщины ей был установлен диагноз психического расстройства с бредом и галлюцинациями. Она была признана невменяемой и направлена на принудительное лечение, – рассказывает Виктор Гульдан. – Муж не обращал внимания на странности её поведения, к врачам она не обращалась. Люди, к сожалению, стали безразличны к таким тревожным сигналам. У нас считается чуть ли не постыдным записаться на приём к психиатру или к психологу. Хотя известно, что бредовая шизофрения, алкоголизм, спайсы способны толкнуть человека на тяжкое преступление. Есть и другой момент: психиатрическая помощь стала менее доступна». 

Психоневрологические диспансеры, в которые раньше обращались и где стояли на учёте больные с психическими расстройствами или подозрением на них, во время реформы здравоохранения были упразднены как отдельные единицы. Их присоединили к больницам. При «оптимизации» под сокращение попали прежде всего «психиатрические» койки. Всё это происходит на фоне нарастания социальной напряжённости и сложной экономической ситуации в стране. Другая проблема – нехватка лекарств, которыми лечат психические заболевания. «К сожалению, импортозамещение в этой области пока не работает, – рассказывает Виктор Гульдан. – Уменьшается число эффективных препаратов, они дорожают, их всё труднее достать. Эффект же приносят в основном импортные невролептики. Но это ещё не главная беда. В связи с переходом психиатрической помощи на финансирование по линии ОМС сроки госпитализации сокращаются, больные выходят недолеченными, а значит, никто не может застраховать от общественно опасных деяний с их стороны».

Дурной пример заразителен…

В 2008 году Всемирная организация здравоохранения выступила с заявлением, в котором предсказала увеличение числа панических состояний, самоубийств и психических расстройств как следствие экономического кризиса. Дело не только в деньгах. Психическое здоровье – это состояние, при котором человек может реализовать свои способности, справляться с трудностями и полноценно работать. Финансовый кризис препятствует этому. В результате возникают депрессивные состояния, человек пытается уйти от проблем любым путём – при помощи алкоголя, наркотиков, спайсов. Одним из признаков желания уйти от проблем, отгородиться от внешнего мира, по мнению психологов, стали люди в наушниках, которых сейчас так много на улицах.

Свою лепту в рост агрессии вносит и телевидение. Некоторые программы практически превратились в пособие по нанесению телесных повреждений, а звучащий с экрана тезис «если драка неизбежна, бить надо первым», по сути, возводит агрессию в норму поведения. Да и сами политики не всегда образец адекватности. «У меня есть вопросы к некоторым депутатам, – говорит Виктор Гульдан. – В частности, к тем, кто предлагает сажать в помойные баки людей, чуждых им по политическим взглядам. Вызывает удивление и поведение других депутатов, например господина Милонова, который выбрал себе монотему – преследование гомосексуалистов. У специалистов может возникнуть вопрос: почему его волнует именно это? Примерно те же вопросы к известным всем ревнительницам морали и нравственности, занимающимся законотворчеством».

Психиатры дают несколько простых рекомендаций, как пережить кризис. По их мнению, лучшая жизненная позиция – не ждать неприятностей, а быть готовым к ним. Не стоит также искать виновного в трудностях: это не поможет их преодолеть. Лучше сосредоточиться на проблемах, которые вы в состоянии решить.

Справка

По мнению психиатров, осенью и весной организм человека перестраивается, при этом всплеск психических расстройств регистрируется в поздний осенний период (октябрь –

декабрь). По статистике, с начала октября на четверть увеличивается и количество пациентов в психиатрических клиниках. Осеннее обострение психических заболеваний обусловлено и тем, что под воздействием солнечных лучей у людей вырабатывается серотонин (гормон удовольствия), а при наступлении пасмурных дней количество серотонина уменьшается. У многих людей появляется раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Осенью обостряются депрессия, шизофрения, аффективные психозы, эпилепсия. Пациенты с неврозами и паническими атаками чувствуют ухудшение состояния, учащаются приступы у эпилептиков. Но если у кого-то привычная «осенняя хандра» – норма, у психически больных людей депрессивное состояние может закончиться суицидом.

Источник: versia.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply