Сегодня: г.


Кабардино-Балкария вступает в борьбу со стихией

Ученые Кабардино-Балкарии разработали проект федеральной целевой программы «Развитие технологий защиты объектов экономики и населения Российской Федерации от опасных природных явлений на 2017-2025 годы». Его инициатор – лауреат государственных премий СССР, КБР, правительства РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Высокогорного геофизического института Магомет Абшаев.

Впервые о проекте ФЦП Магомет Тахирович заговорил 1 сентября 2015 года, когда удостоился благодарности президента РФ за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Тогда он обратился к главе КБР Юрию Кокову с просьбой поддержать программу на федеральном уровне. Как развивается этот проект, КАВПОЛИТ решил спросить у самого профессора.

– Магомет Тахирович, что сейчас происходит с программой?

– Наша программа направлена на развитие технологий прогноза, мониторинга и защиты объектов экономики и населения РФ от опасных природных процессов. Она поддержана Росгидрометом и направлена в Минприроды России.

Вместе с тем МЧС России, которое занимается проблемами обеспечения безопасности страны от природных и техногенных катастроф, разработало концепцию ФЦП по снижению бедствий до 2025 года. Поскольку цели двух документов в части защиты от опасных природных процессов совпадают, было принято решение объединить их в рамках единой концепции ФЦП «Снижение опасности бедствий на период до 2025 года», формируемой МЧС России с учетом предложений Росгидромета.

Для поддержки проекта мы обратились к главе КБР Юрию Кокову, полпреду в СКФО Сергею Меликову, министру развития Северного Кавказа Льву Кузнецову и вице вице-премьеру РФ Александру Хлопонину.

– С чем связана необходимость разработки такого документа?

– Ежедневно по телевидению и радио как с фронта поступают новости, о том, что градобития, грозы, смерчи, ливневые паводки, засуха уничтожили посевы, разрушили инфраструктуру населенных пунктов, снежные лавины, сели и цунами разрушили объекты, принесли человеческие жертвы и нанесли большой ущерб.

Дело в том, что более половины сельхозугодий Российской Федерации расположены в зоне рискованного земледелия, где одним из основных факторов являются регулярно повторяющиеся засухи, градобития, заморозки, ливневые паводки, смерчи и шквалы.

По данным Росгидромета, число опасных природных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям федерального и регионального значения, человеческим жертвам и значительному ущербу сельскому хозяйству, флоре, фауне, строениям, транспортным средствам, линиям электроснабжения, связи, водо- и газоснабжения и другим коммуникациям, ежегодно увеличивается в среднем на 6-7 %.

Прямые и косвенные ущербы от них составляют не менее 4–5% от валового национального продукта. Только в 2014 году в России зарегистрировано 569 опасных природных явлений. При валовом объеме продукции в 2014 году 4260 млрд рублей экономика страны потеряла от неблагоприятных природных явлений около 200 млрд рублей.

20% ЧС приходится на Северный Кавказ. Валовый региональный продукт сельского хозяйства в регионах СКФО и ЮФО составляет 610 миллиардов рублей, а потери от града, засухи, паводков и т.д. – не менее 10%.

Если исключить их, ВРП мог бы составить 671 миллиард рублей. Ежегодно отмечалось в среднем 210 человеческих жертв, страдали более 10 тысяч человек. При этом на защиту от бедствий необходимо потратить тысячную часть этих потерь.

Серьезный урон наносится и Кабардино-Балкарии: 30 мая и 6 июня 2015 года интенсивными осадками с градом были подтоплены шесть сел, повреждены газопроводы и водозаборы в Зольском районе, разрушены мосты в селах Октябрьское, Шордаково и Хабаз, уничтожен урожай на площади более двух тысяч гектаров.

Ущерб от градобития 19 августа с ураганным ветром и градом размером до 7 см на территории Адыгеи, Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесии и Прохладненского района Кабардино-Балкарии, достигает нескольких миллиардов рублей, в том числе около 1 млрд  – экономике КБР.

Для защиты от стихийных бедствий в ВГИ и других НИИ Росгидромета созданы эффективные технологии и технические средства активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, применяемые в России и экспортируемые в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Нами созданы новые продвинутые радиолокаторы для обнаружения, мониторинга и предотвращения опасных явлений, более эффективные и дешевые противоградовые и противолавинные комплексы, автоматизированные системы управления противоградовыми операциями.

Северо-Кавказская, Краснодарская и Ставропольская военизированные противоградовые службы под нашим научно-методическим руководством защищают от градобития 2,6 миллиона гектаров сельхозкультур, сокращая потери от града в среднем на 87%.

Вместе с тем накопилось множество проблем, сдерживающих развитие этих работ. Во-первых, техническое оснащение противоградовых служб и противолавинных центров Росгидромета не обновлялось с 1990 года, оно физически изношено и морально устарело. Противоградовые службы и противолавинные центры не имеют средств для закупки и внедрения новой техники и прогрессивных автоматизированных технологий.

Кроме того, производственные работы по защите от града не обеспечены требуемым количеством противоградовых ракет из-за недостаточного финансирования со стороны министерства сельского хозяйства дотационных субъектов Российской Федерации (Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи).

Дальнейшее развитие научно-технической базы прогноза, мониторинга, оповещения и предотвращения опасных явлений погоды тормозится крайне ограниченным финансированием. Разработка новых технических средств и технологий осуществляется за счет поиска внебюджетных средств, что затягивает сроки их создания и испытания.

Решение этих проблем в области прогноза, мониторинга, оповещения и предотвращения опасных природных процессов, имеющих межрегиональный и межведомственный характер, возможно лишь на основе программно-целевого подхода. Поэтому мы и занимаемся разработкой проекта ФЦП.

– Увеличение опасных природных явлений наблюдается только в России? Или это общемировая проблема?

– Глобальное потепление климата ведет к увеличению ущерба и числа человеческих жертв во всем мире. Например, в США потери от опасных природных явлений за последние 20 лет увеличились более чем в 20 раз. Только в 2011 году они превысили 165 миллиардов долларов.

Уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим.

Это свидетельствует о том, что учет ущерба от опасных природных процессов должен быть составной частью программ развития экономики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ.

Это крайне актуально и для нашей страны. Решение требует государственной поддержки. Это мы и хотим обосновать и донести до руководства страны.

– О каких масштабах расходов на реализацию программы и о какой экономии в случае ее принятия можно говорить?

– Начнем с того, что человеческая жизнь неоценима. Только на Северном Кавказе ежегодно в среднем 107 человек погибают от стихийных бедствий. МЧС России тратит на ликвидацию последствий ЧС и оказание помощи пострадавшим десятки миллиардов рублей.

Например, в 2014 году из резервного фонда федерального бюджета гражданам 22 субъектов РФ, пострадавшим от стихийных бедствий, оказана финансовая помощь на сумму более 8 миллиардов рублей.

Материальную помощь и компенсацию за утраченное имущество получили более 110 тысяч человек. Обеспечены жильем за счет государственных жилищных сертификатов 611 семей на сумму более 8,2 миллиарда рублей.

Более 80 тысяч пострадавших от ливневых дождей и наводнения в Алтайском крае, республиках Хакасия и Тыва получили финансовую помощь на общую сумму более 6,2 млрд рублей, выделено 376 государственных жилищных сертификатов.

Эти расходы в тысячи раз превышают наши потребности на выполнение превентивных мероприятий по прогнозу, мониторингу и предотвращению опасных природных явлений. Страна теряет гораздо больше от них, чем требуется на реализацию нашей программы.

Я понимаю, охватить всю страну нереально, но районы, наиболее подверженные опасным процессам, должны быть защищены.

Раньше проводились производственные работы по увеличению осадков в наиболее засушливых районах и опытные работы по защите от заморозков. Но сейчас они свернуты.

Практически прекращены работы по рассеянию туманов в аэропортах и на автомагистралях, которые позволяли сократить задержки авиарейсов и обеспечивать безопасность авиационного и дорожного движения.

– Вы сказали, что изменение климата и увеличение опасных природных явлений – общемировая проблема. Вы со своими наработками выходили на мировой уровень?

– Наш институт систематически участвует в международных конференциях. К примеру, я участвовал на всех десяти международных конференциях по модификации погоды, проведенных Всемирной метеорологической организацией (ВМО) при ООН, 20 лет был ее экспертом по физике, химии и модификации погоды, принимал участие во всех совещаниях группы экспертов. Кстати, три совещания были проведены на базе нашего ВГИ.

Пока парламенты и правительства многих стран недооценивают нарастающую угрозу от стихийных явлений и то, что уже сейчас ущерб от них превышает возможности по оказанию помощи пострадавшим. Поэтому не принимаются адекватные решения по наращиванию потенциала по защите от этих бедствий.

Но на мировом уровне принят ряд доктрин, а также Киотский протокол по сокращению выбросов парниковых газов.

Ученые разных стран предлагают фантастические проекты предотвращения дальнейшего потепления климата методами «геоинжениринга» – создание аэрозольного слоя вокруг земли, зонта из космических кораблей или отражателей, сокращающих поступление солнечного излучения, извлечение углекислого газа из атмосферы и его складирования на дне океанов и т.п.

Реализация таких проектов на современном уровне развития науки и техники невозможна, может привести к непредсказуемым последствиям и требует многих триллионов долларов.

Более реально бороться с локальными явлениями природы, природа которых лучше изучена. Но и здесь необходимо наращивать международное сотрудничество по противостоянию природным стихийным бедствиям, пока не пойдут необратимые процессы.

Примером серьезного отношения к этой проблеме могут служить Китай и Объединенные Арабские Эмираты, которые не жалеют средств для изучения мирового опыты и развития научно-технической базы защиты от стихии. В Китае из 31 провинций в 29 ведутся работы по защите от градобитий и засухи.

Делегации специалистов Китая многократно проходили обучение в нашем институте. В ноябре приезжает делегация из четырех человек. Объединенные Арабские Эмираты проводят уже второй международный конкурс проектов модификации погоды (кстати, на первом из них мы стали лауреатами).

– Сейчас много говорят об импортозамещении. Кабардино-Балкария занимается выращиванием яблок, увеличением количества садов, культур. Безусловно, для нашей республики защита от ЧС особенно актуальна…

– Территория Кабардино-Балкарии раньше полностью защищалась от градобитий. В последние годы Прохладненский и Терский районы остались без нее, хотя их градоопасность серьезно повысилась из-за смещения частоты выпадения града из горных районов в степные зоны.

Контракт на защиту от градобитий министерства сельского хозяйства трех республик – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании – еще не оплатили, хотя сезон защиты уже закончился. В результате Северо-Кавказская служба не может рассчитаться за взятые в долг противоградовые ракеты.

И это происходит при условии, что контрактные суммы занижены в четыре-пять раз по сравнению со стоимостью требуемого количества противоградовых ракет.

Раньше смерчи в России отмечались в основном на Черноморском побережье, а теперь – во многих регионах, в том числе и в Прохладненском районе КБР, где ущерб, нанесенный этим бедствием 19 августа 2015 года, оценен в миллиард рублей. А стоимость контракта с Северо-Кавказской службой составляет 7 миллионов рублей.

Выручает только то, что затраты на содержание службы по фонду зарплаты и другие расходы выплачиваются из федерального бюджета. Из местных бюджетов оплачивается только закупка ракет как расходного материала. Но и это оказывается не под силу бюджетам дотационных субъектов федерации.

Учитывая, что стихийные природные процессы имеют межрегиональный и межведомственный характер, а их последствия ликвидируются за счет федерального бюджета, то обеспечение безопасности населения и объектов экономики должно осуществляться полностью из федерального бюджета в рамках рассматриваемой федеральной целевой программы.

Фатима Тикаева

Источник: kavpolit.com

 
Статья прочитана 18 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

info@glopages.ru