За светскую власть

By admin Oct 28, 2015

Международное право не дает защиты от крестовых походов

Общественно-политическая ситуация в Сирии и Ираке ставит вопросы об эффективности норм и институтов международного права. Имеются основания с большой долей скептицизма относиться к перспективам поиска ответов на вызовы глобальной безопасности вообще и победы мирового сообщества над ИГИЛ в частности.

Проблема носит не только правовой, но и философский, можно даже сказать экзистенциальный характер. Дело в том, что для мусульманского мира абсолютно неприемлемым является отчетливо светский характер процессов глобализации и ее зачастую атеистическая направленность. К сожалению, исламоведение в современном состоянии неспособно помочь обществу разобраться, чего ожидать в результате политизации структурообразующих элементов ислама.

Здесь следует отметить, что светскость является важнейшей характеристикой современного демократического государства, которое признает, гарантирует и защищает права и свободы человека и гражданина. ИГИЛ угрожает самой европейской цивилизации, свободной от жесткой религиозной детерминированности. Но даже с трибуны Генассамблеи ООН из уст политиков не прозвучало ни одного предложения о построении в Сирии подлинно светского государства. Хотя никакая силовая зачистка преступного режима ИГИЛ не изменит ситуацию, так как отсутствие режима светскости государства в Сирии и Ираке все равно приведет к очередному противостоянию между суннитами и шиитами.

Исламистская идеология несет в себе наиболее выраженный заряд социально-консервативных «средневековых» мировоззренческих идей, и независимо от модернистских приукрашиваний ее содержание неизбывно до тех пор, пока зиждется на непререкаемости для всех коранических представлений.

Причем и исламская, и наша отечественная клерикализация – одного поля ягоды, хотя в общественном стереотипе они воспринимаются как что-то разное. Единственное отличие нынешней исламистской политики экспансии на светское общество от православной в том, что она более откровенная, с ярко выраженным религиозным фундаментализмом. Приблизительно такая же, какой была христианская в XI веке, когда предпринимались первые Крестовые походы. Но о том, что это последний всплеск уходящих форм религии, борьба их парадигм и структур за выживание и они пойдут на все, сегодня мало кто думает.

В наше динамичное время нет никаких оснований для эйфории. Мир стал слишком хрупок и зависим от состояния политической коммуникативности разных государств.

Противостояния между странами «мусульманского» и «немусульманского» миров история не смогла смягчить за 14 столетий. С легкой руки политологов эти миры теперь называются исламской и христианской цивилизациями. Но могут ли быть такие цивилизации в принципе? Наверное, нет.

Во-первых, любая цивилизация движется доминирующим в данный исторический момент способом производства, а не религиозной идеологией, которая выступает лишь политическим антуражем. Во-вторых, современная вспышка насилия со стороны ИГИЛ – это естественный результат непонимания Западом того, что есть ислам для мусульман, и одряхления диктаторских режимов, которые веками освящались именем Аллаха. Запад давно распрощался с диктатом христианской церкви. Восток лишь пробуждается из идеологического анабиоза с десятками веков терпения былых и современных эмиров на вершине власти.

Подчеркнем еще раз: для цивилизации существуют свои объективные социально-экономические законы развития, не совпадающие с догматическими представлениями и целями любого вероисповедания. Поэтому нельзя заменять религиозно окрашенной политикой реально необходимые способы преодоления проблем. Такая порочная практика способна свести попытку разрешения социальных коллизий планетарного масштаба лишь к возникновению религиозных антипатий и противостояний, не имеющих принципиального значения для судеб человечества. Все конфликты должны разрешаться на светском уровне дипломатии с подчинением международному праву. Его прогрессивное развитие связано с формированием норм, направленных на преодоление религиозных барьеров между людьми и государствами. Для устранения угроз в сфере глобальной безопасности необходимо закрепление принципа светскости государства на международно-правовом уровне.

Сергей Иванеев

Источник: vpk-news.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply