О чекистах и национальной элите. Часть 3

By admin Oct 26, 2015

Прежде чем вернуться к чекистам, поговорим немного о вещах концептуальных. В политологии, истории, публицистике стало общим местом проведение аналогий между Российской Империей начала XX в. и Российской Федерацией начала XXI в. Анализ произошедших в России за последние сто лет событий наглядно демонстрирует прямые причинно-следственные связи между тем, что было в России и в мире в эпоху царствования Николя II и тем, что происходит сегодня в РФ и на международной арене. 

Сегодня, как и сто лет назад, Россия стоит на пороге великий потрясений. Очевидно, что причиной указанной диспозиции являются глубочайшие тектонические процессы, протекающие в базисе/основе нашего общества и государства. И что всякие попытки объяснить происходящее исключительно волюнтаризмом отдельных личностей или групп, а равно происками внешних или внутренних врагов России являются либо поверхностно наивными, либо заведомо ложными.

«Что это за причины?» – спросите вы. Попробую дать ответ на этот вопрос.

По понятным причинам фигура К.Маркса, а также предложенная им периодизация исторических макропроцессов (теория смены общественно-экономических формаций), воспринимаются современной русской публикой весьма критически. Признаюсь, что и сам не питаю к основоположнику марксизма особых симпатий. Прежде всего из-за его абсолютно ложных социал-утопистских концептов (речь о социалистическом и коммунистическом обществах), а также целом ряде существенных теоретических ошибок, допущенных им при описании природы капитализма. Но сейчас речь не об этом.

Парадокс заключается в том, что теория смены общественно-политических формаций К.Маркса, в части касающейся перехода от феодального общества и государства к буржуазному, как нельзя лучше подходит для объяснения трагической истории нашего отечества последних ста лет.      Может кому-то это покажется странным, но я убеждён в том, что в середине второго десятилетия XXI века Россия продолжает оставаться феодальным государством и обществом. «Как такое возможно?» – спросите вы. Ведь еще 25 лет назад Россия была социалистической страной. О каком феодализме может идти речь?!

Отвечаю. Давая оценку социализму П.Б. Струве, писал, что концептуально оформившийся во второй половине XVIII – начале XIX в. западноевропейский социализм был ничем иным как болезненной реакцией на разложение старого феодального мира. Перефразируя гениальный тезис Струве можно сказать, что социализм (и как доктрина, и как политическая практика) является НЕ НОВОЙ ОБЩЕСТВЕЕНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИЕЙ, а всего-навсего РЕЦИДИВОМ ФЕОДАЛИЗМА. Встав во второй половине XIX в. на путь капиталистического развития, к февралю 1917 года феодальная Царская Россия была готова к переходу к буржуазным государству и обществу. Однако, большевистский переворот отодвинул наступление этого момента на целое столетие.

Что же, собственно, произошло после октября 1917 г.? Партийно-номенклатурная иерархия сменила феодально-сословную, но само деление общества на сословия сохранилось. Коммунистический культ (с его идеологией, символизмом, ритуалами и пр.) сменил христианский. Частная собственность на средства производства была упразднена. Предпринимательская деятельность запрещена, класс предпринимателей уничтожен. Вместо оброка введён продналог, вместо барщины трудодни. Крестьяне закреплены за колхозами, лишены паспортов и права на отход. (Вот вам и крепостное право). Для остальных вводился институт обязательной прописки. Единственным работодателем и собственником средств производства в стране стало государство. Гражданские права и свободы были фактически упразднены, введена повсеместная цензура, местное самоуправление упразднено, за счёт массовых репрессий создана армия бесплатной рабочей силы (советских рабов).

Социализм страны советов – это торжество архаики под вывеской социального модерна, причудливая смесь феодальной и рабовладельческой формаций. Оценивая масштаб произошедших в государстве и обществе после октября 1917 года изменений, без преувеличения можно сказать, что СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД СТАЛ ВЫСШЕЙ ФАЗОЙ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ. К слову сказать, в советский период в России был и свой Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium (Святой отдел расследований еретической греховности), проще говоря «святая» инквизиция. С этой ролью великолепно справились органы ВЧК/ГПУ-НКВД.

Одним из важнейших доказательств феодальной природы социализма является тот факт, что производительность труда в стране советов была существенно ниже, чем в капиталистических странах  (что противоречит фундаментальным представлениям о развитии производительных сил и росте производительности труда как главных (читай – обязательных) условиях/причинах смены общественно-экономических формаций). В период СССР откат в дистиллированный, чистый феодализм был настолько велик, что выбраться из него в один приём стало невозможно. Поэтому следом за советским мы получили постсоветский период – время правления ЕБН и ВВП.

Несмотря на появление некоторых буржуазных черт (введение частной собственности на средства производства, легализацию предпринимательской деятельности, возврат к рыночным отношениям и пр.), в целом постсоветский период (время в котором мы с вами живём сейчас) стал продолжением феодализма в России. Точнее временем его заката. Чиновники и номенклатура РФ стали правящим в государстве сословием, с положенными в феодальном обществе сословными привилегиями (от права проезда («мигалок»), до освобождения от уголовной ответственности за совершённые преступления).

Т.н. «вертикаль власти» РФ есть ничто иное как феодальная иерархия, при которой формирование власти (распределение должностей) и отправление властных полномочий основываются на отношениях между сюзереном и вассалами, а сами должности являются фактическими кормлениями (феодами). Как известно, феодальная (чиновничье-номенклатурная) вертикаль строится на принципе личной преданности вассала своему сюзерену. Отдаваемый в кормление феод (должность) накладывает на вассала (чиновника) целый ряд феодальных повинностей/обязанностей (в виде отстёгивания наверх, обеспечения лояльности феода к сюзерену, правильных результатов на выборах, минимального уровня правопорядка на вверенной территории (в ведомстве/корпорации) и т.д.). В феодальной системе вассал зависит исключительно от сюзерена и рассматривает обычных граждан как своих подданных и средство обогащения.

Сама экономическая деятельность напрямую зависит от близости её субъекта к власти (наличия т.н. административного ресурса) и чаще всего является ничем иным как прямым конвертированием власти (должности/феода) в деньги. Основные ресурсы (природные, экономические, финансовые), от которых зависят результаты экономической деятельности (да и сама эта деятельность) находятся в руках чиновников-феодалов (номенклатуры). В феодальном государстве самым распространенным видом экономической деятельности является торговля природными ресурсами (лесом, пенькой, мёдом, нефтью, газом и т.д.). Сама  хозяйственная деятельность обкладывается большим количеством административных барьеров, ограничений и запретов. 

Экономические условия для индустриализации, развития производства, роста производительности труда и т.д. в феодальном обществе отсутствуют. Более того, феодализм всячески препятствует этим процессам, видя в них угрозу развития капиталистических отношений. Конкуренция, свобода экономической деятельности, неприкосновенность/гарантии собственности, независимость и равноправие субъектов экономической деятельности – чуждые, и по сути, враждебные феодальному государств и обществу явления. Переход к буржуазным обществу и государству требует отмены сословных ограничений, секуляризации общественной жизни, равноправия, законности, беспристрастного суда, гражданских прав и свобод, политической конкуренции, выборности, сменяемости органов власти и т.д.

Из всего вышесказанного следует, что за последние сто лет наша страна дважды подходила к трансформации России феодальной в Россию буржуазную. Первый раз это было в феврале 1917 года, второй раз это происходит в наши дни.  Из сказанного также следует, что как уже пережитые, так и ещё предстоящие нашей стране потрясения/испытания обусловлены законами общественного развития и являются абсолютно закономерными, объективно заданными, а не случайными либо искусственными. Длительность перехода России к буржуазному обществу и государству, его мучительность, огромные жертвы, говорят о силе и степени укоренённости феодализма (феодального государства, феодального сознания и его носителей) в нашей стране, а также о силе, живучести самого феодализма как общественно-экономической формации.

Таким образом, нынешнее противостояние Запада и РФ, помимо его геополитической составляющей, является столкновением капитализма и феодализма. «Перспективы» феодальной РФ в данном конфликте, думаю, очевидны. На глобальном же уровне, разворачивающееся сегодня противостояние Запада и Востока (ислама) есть ничто иное как глобальный конфликт капиталистической и феодальной цивилизаций.

Теперь самое время вернуться к нашим чекистам. В советской номенклатуре (правящем сословии СССР) чекистам была отведена особая роль. ВЧК/ГПУ-НКВД/КГБ были созданы как корпорация (орден) охранителей феодального советского строя, если угодно, орган большевистской инквизиции. Коммунистическая идеология (читай – религия) стала мировоззренческой базой и оправданием бурной деятельности советских «последователей Торквемады».

Как говорилось в первой части данного цикла статей, в нынешней РФ чекисты пытаются играть, ни много, ни мало, роль национальной элиты. Качествам подлинной национальной элиты была посвящена вторая часть цикла – , после прочтения которой становится очевидной безосновательность чекистских претензий на эту роль. К сказанному во второй части цикла следует добавить ряд существенных аргументов, скажем так, доктринального свойства. Статус национальной элиты подразумевает существование такого феномена как нация.

В современных философии, социологии, политологии и ряде других гуманитарных дисциплин считается общепризнанным, что нация как политический актор (прежде всего, как источник и носитель суверенитета, проще говоря, власти) возникает в эпоху буржуазных революций и существует в рамках буржуазных государства и общества. Нация, как и национализм, невозможны в обществе, разделённом на сословия, в обществе где нет равноправия (равенства) между его членами. И действительно, о какой нации может идти речь в условиях сословного деления, при котором, зачастую, правящее в стране сословие всех остальных и за людей-то не считает. Нет, в таком обществе ни нации, ни национализма быть не может.

Нации (т.е. политического актора, источника суверенитета) в феодальном обществе не существует. А это значит, что ни при советском строе, ни при нынешней РФ, русской нации как суверена не было и быть не могло. Во времена СССР эту роль выполняла высшая партийно-государственная номенклатура, в нынешние выполняет высшая постсоветская бюрократия.

Рождение русской нации происходит в наши дни. Этот процесс напрямую зависит от двух факторов: от формирования в России т.н. «третьего сословия» (союза русской интеллигенции с русским предпринимательством, а также нарождающимся русским средним классом), и от скорости пробуждения у данного «сословия» национального самосознания. Именно из этой среды русскому народу предстоит сформировать собственную национальную элиту.

Что же касается чекистов, то они являются не национальной элитой, а верхушкой правящего в феодальной Российской Федерации сословия. Подводя итог можно с уверенностью сказать, что рождение русской нации ознаменует конец феодализма в России. По этой простой причине правящее сословие РФ и впредь будет всячески препятствовать возникновению подлинной русской национальной элиты и формированию русской нации.

Однако, ход истории неумолим, а значит, русской национальной элите и русской нации быть.И свершится это, судя по всему, уже очень и очень скоро.  

Андрей Разумовский

Источник: ari.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply