Нужен ли Севастополю свой аэропорт?

By admin Oct 26, 2015

Последнее время в прессе стали довольно часто появляться высказывания чиновников высокого ранга о том, что принято решение и создана специальная программа по строительству Севастопольского аэропорта. За основу этого достаточно дорогого для города объекта взята существующая база действующего военного аэродрома «Бельбек». О том, что вопрос этот уже как-бы основательно решён неоднократно заявлял губернатор Сергей Меняйло. 

Кроме того, строительство аэропорта также предусматривался «Концепцией социально-экономического развития города Федерального значения Севастополь на 2015 – 2030-е годы», разработанной Агентством стратегического развития Севастополя под руководством Алексея Чалого как задача №3. Не буду перечислять другие высказывания менее весомых по статусу чиновников, отмечу лишь, что все они рассматривают эту проблему как первостепенную. Назывались даже цифры финансирования, выделяемые государством для этих целей – порядка 2 млрд бюджетных рублей. 

В то время, когда севастопольцев больше волнуют проблемы житейские – наличие рабочих мест, постоянный и непрогнозируемый рост тарифов ЖКХ, уровень зарплат и пенсий, тепло в домах, состояние дорог, качество услуг здравоохранения, места в детсадах, доступность и качество обучения в школах и ВУЗах, возрождение и развитие промышленности и сельского хозяйства, а также другие первостепенные вопросы, обе ветви севастопольской власти на редкость дружно решили, что проблема строительства аэропорта для Севастополя является первостепенной. 

При этом предполагается, что гражданский аэропорт «Бельбек» может функционировать непременно при условии совместного с военными использования инфраструктуры существующего военного аэродрома. 

Ниже хочу изложить своё мнение по данной проблеме, так как в силу служебных обязанностей вынужден был заниматься этим же вопросом ещё с самого начала 90-х годов прошлого столетия. 

В советское время вопрос строительства отдельного городского аэропорта в Севастополе не рассматривался. На военном аэродроме «Бельбек», как и положено, базировалась военная авиация. Это был полк истребителей ПВО СССР со всей необходимой для его боевой деятельности инфраструктурой по защите южных рубежей страны. Иногда на аэродроме совершали посадку самолёты с руководством страны. Для обеспечения встреч отдельных лиц и небольших делегаций был построен небольшой гостевой дом и не более того. 

После распада СССР военный аэродром со всей своей инфраструктурой перешёл под юрисдикцию Украины. В 1992 году я, как руководитель Севастополя, преследуя цель получения как можно большей автономности для функционирования города, предложил создать Севастопольский аэропорт на базе военного аэродрома «Бельбек». Конечно, большого опыта реализации подобных проектов в тот переходный период от социализма к своеобразному пост-советскому капитализму не было, но и ошибки чему-то учили. В то время переподчинить городу полностью весь аэродром и его инфраструктуру не получилось, так как у города денег (а это очень большие деньги) на его содержание не было. Кроме того, Министерство обороны Украины не стало расформировывать структуру авиационного полка, и было принято решение совместного использования аэродрома. 

Не буду перечислять все трудности решения данного вопроса – отмечу только, что был в конечном итоге выделен участок земли, на котором построили небольшое здание для гражданского аэропорта. Становление его проводилось уже без меня. Не буду перегружать подробностями, отмечу только, что совместно с командующим ПВО Украины в то время были проведены переговоры с инвестором – гражданином США. Тщательно посчитав экономическую сторону вопроса, американец отказался вкладывать деньги в Севастопольский аэропорт ввиду экономической нецелесообразности этой затеи. Другими словами, ещё на стадии проработки проекта стало понятно, что он будет крайне убыточный. 

Тем не менее, аэропорт открыли. Но, в связи с убыточностью, он так и не стал нормально функционировать. Регулярные рейсы в Киев, Москву, Днепропетровск, Львов не имели загрузки. Были даже крайне сомнительные предложения с целью загрузки рейсов летать по схеме Севастополь (Бельбек) – Симферополь – Киев, однако из этого так ничего не вышло. Ведь действительно, значительно проще было доехать до Симферополя и далее лететь прямым рейсом в тот же Киев, чем тратить время на промежуточную посадку в Симферополе (не говоря даже об экономической стороне этого вопроса). 

Именно поэтому я считаю очередную попытку реализации проекта создания Севастопольского аэропорта на базе военного аэродрома «Бельбек» экономически нецелесообразной, так как: 

1. проект этот достаточно дорогой и в данный исторический момент совершенно не нужен городу (разве, что тут просматривается исключительно интерес подрядчиков); 

2. проект экономически мало привлекателен, так как загрузить аэропорт и обеспечить требуемый для его нормального функционирования пассажиропоток невозможно; 

3. в связи со сложной международной обстановкой (санкции, плотное военное окружение России и, естественно, Крыма и Севастополя) значение военного аэродрома в этой южной точке имеющего минимальный по времени подлёт к Севастополю неоценимо; 

А что касается удобства использования этого аэропорта, то время в пути до аэродрома «Бельбек» из центра Севастополя составляет порядка 35 – 45 минут (это в отсутствие пробок, избежать которых в нынешнее время просто невозможно). Но известно, что Правительством РФ принято решение строить автотрассу 1-й категории «Таврида» (Керчь – Симферополь – Севастополь), которая будет проходить мимо аэропорта Симферополь и далее прямо на Севастополь. 

В этих условиях доехать от уже существующего аэропорта «Симферополь» до Севастополя по такой трассе можно будет в пределах одного часа, а то и быстрее. Надо также отметить, что Севастополь никогда не был классическим курортным городом, и основной пассажиропоток из симферопольского аэропорта проходил по прямой трассе на «Большую Ялту» и другие курортные места Крыма. Возможно, кому-то и хочется в перспективе превратить бывшую и нынешнюю, возрождающуюся, главную базу Черноморского флота в заурядный курортный городок, но это едва ли получится. Городу требуется возрождение промышленности и создание квалифицированных рабочих мест, как это было во времена СССР, а не создание различных забегаловок и прочих атрибутов малобюджетного курорта. 

Для этого город совершенно не приспособлен. Даже если взять уже существующий гостиничный комплекс «Аквамарин», который может потягаться с европейским бюджетным сервисом, то и там есть изъяны – береговая зона не предназначена для нормального купания. По сути «общение» отдыхающих с водой ограничивается бултыханием в хлорированных бассейнах. Но это не отвечает ожиданиям гостей, для которых природа и возможности Южного берега Крыма совершенно не сравнимы с тем, что может предоставить Севастополь. Даже в концепции у Алексея Чалого записано, что в городе возможен исключительно «культурно-исторический и военно-патриотический туризм», а это значит, что посещение исторических мест будет осуществляться в основном экскурсионными группами отдыхающих в пансионатах ЮБК и других здравниц Крыма. Вряд ли на подобные экскурсии туристы будут согласны летать в Севастополь через Москву или другие российские города. 

Что касается транспорта в целом, то строительство моста через Керченский пролив, и, как следствие, обеспечение нормального функционирования железной дороги и автотранспорта в сообщении с материковой Россией приведёт к резкому падению спроса на авиаперевозки. То есть существующий аэропорт в Симферополе, который кстати в настоящий момент реконструируется, полностью обеспечит потребность Крыма и Севастополя в авиаперевозках. После реконструкции пропускная способность этого аэропорта возрастёт в разы. 

Принимая во внимание всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что аэропорт «Бельбек» в ближайшее время Севастополю не нужен, а выделенные бюджетные средства можно потратить с большей пользой для города и его жителей, чем строительство пустующего аэропорта, который никогда не окупится. 

Сегодня же планируемые на сооружение аэропорта «Бельбек» средства, полезнее направить на оборудование дорог, строительство городских подземных переходов с целью обеспечения безопасного и комфортного автомобильного движения и прочие текущие нужны города в той же сфере ЖКХ, а не поднимать постоянно тарифы для населения. 

Возможно, кто-то и не согласится с моими доводами, но высказанные аргументы и попытка ранее реализовать этот же проект, которая не увенчалась успехом, говорят о том, что бестолково и бесцельно тратить народные деньги нет смысла. Более того, думаю, что это преступно. 

Иван Ермаков

Источник: ruinformer.com

By admin

Related Post

Leave a Reply