Латвия: энергетическая независимость от России или дешевый газ

By admin Oct 22, 2015

Латвия готовится к либерализации газового рынка и частичному принудительному уходу российского “Газпрома”. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении сейма и уже разделил общество: одни выступают за энергетическую независимость от России, другие – за дешевый российский газ.

“Конец энергетической изоляции Прибалтики” – так Еврокомиссия назваластроительство газопровода между Литвой и Польшей. По сути, это первое газопроводное соединение стран Балтии с остальной Европой. Именно об этом мечтали Латвия, Литва и Эстония на протяжении последних 20 лет, будучи полностью зависимыми от газовых поставок из России по той простой причине, что других способов поставлять газ в эти страны физически не существовало.

Во время подписания договора о присвоении гранта Европейской комиссии для этого проекта премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма сказала, что газопровод будет стимулировать энергетическую независимость региона. А президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что решающую роль в этом проекте сыграло европейское финансирование. Оно составило более половины из 558 млн евро.

По словам бывшего депутата латвийского сейма юриста Юрия Соколовского, это финансирование давно планировалось, а вот реально появилось только на фоне украинского кризиса. “Раньше этому проекту сопротивлялись консервативные страны, которые [с началом украинского кризиса] сами заговорили об энергетической независимости от России. Теперь многие вещи будут решаться на уровне Еврокомиссии – вплоть до единых тарифов”, – говорит он Русской службе Би-би-си.

По словам Юрия Соколовского, речь пока не идет о централизованных договоренностях, однако в долгосрочной перспективе Евросоюзу хотелось бы видеть одинаковые цены на газ для всех своих стран-участниц.

Литовско-польское соединение – только часть проекта. Работы будут вестись в Латвии и Эстонии. Кроме того, строятся соединения между Польшей и ее южными соседями. Таким образом, балтийские страны получают доступ к европейскому газовому рынку – впервые с момента восстановления независимости и спустя более 10 лет после вступления в ЕС. А это, в свою очередь, означает теоретическую возможность отказаться от услуг “Газпрома”.

Миллион в год – за закрытый рынок

Первый шаг к энергетической независимости стран Балтии был сделан год назад – когда в Клайпеде начал функционировать терминал сжиженного газа. По сравнению с польско-литовским соединением это, может, и ручеек, но для Латвии его появление стало решающим. По словам заместителя госсекретаря министерства экономики Латвии Юрия Спиридонова, с введением в эксплуатацию терминала Латвия получила теоретическую возможность обеспечить как минимум 25% своего потребления в обход российским поставкам.

Это, в свою очередь, означает, что страна должна начать процесс либерализации газового рынка. Соответствующее требование прописано в европейском законодательстве и, само собой, относится в том числе и к Латвии.

На самом деле открыть газовый рынок стране следовало давно, однако у латвийского правительства всегда была разумная причина этого не делать. Даже две причины. Во-первых, у Латвии не было физической возможности поставлять газ откуда бы то ни было, кроме России. Во-вторых, приватизационные договоры Latvijas gaze предусматривают особый статус компании (принадлежащей в том числе российскому “Газпрому”), то есть запрещают государству пускать на этот рынок кого бы то ни было, кроме Latvijas gaze.

Диверсификация поставок, по сути, уже произошла, а статус монополии для Latvijas gaze заканчивается в 2017 году.

Открытие рынка неминуемо повлечет за собой частичный принудительный уход из Латвии российских газовых компаний и возможное повышение цен на газ. Если провести эту операцию, недовольными окажутся “Газпром” и, возможно, местные потребители. Если ее не проводить, недовольной окажется Еврокомиссия.

Министерство экономики уже подготовило законопроект о либерализации рынка, который на данный момент находится на рассмотрении сейма Латвии. А министр экономики Дана Рейзниеце-Озола предупредила депутатов: если не проведем реформу вовремя, могут последовать санкции со стороны Еврокомиссии.

По словам заместителя госсекретаря Юрия Спиридонова, проблемы у Латвии могут начаться уже к концу этого года – если процесс не сдвинется с мертвой точки. “Как в случае с любой директивой, при ее несоблюдении Еврокомиссия может применить штрафные санкции. Согласно Лиссабонскому договору, мы в какой-то момент выходим на сумму до миллиона евро в год за директиву – и если директива не выполняется, санкции не останавливаются. Могут пострадать и европейские фонды”, – пояснил он Русской службе Би-би-си.

Удачно продать монополию

Министерство экономики Латвии предлагает следующую схему. Сначала (до начала 2017 года) Latvijas gaze разделяется на две компании: одна – это газотранспортная магистральная система и система хранения (Инчукалнское газохранилище), вторая – это маленькая газотранспортная система (распределительная) и торговля. В перспективе торговля может отделиться. После этого из первой компании должны выйти акционеры, которые связаны с источниками – то есть российские “Газпром” и “Итера”. Как выйти, и кому в итоге должны перейти акции, в Минэкономики не знают.

Зато подобная схема вызвала критику со стороны парламентской оппозиции. По словам депутата сейма Ивара Зариньша (“Согласие”), в нынешней редакции документ, скорее всего, приведет к повышению цен. “Ясно, что либерализацию надо завершить. Но это не самоцель. Результат должен состоять в том, что потребитель остается в выигрыше, что начинает работать конкуренция, а цены снижаются. В законопроекте интересы потребителей не поставлены во главу угла, так как цены явно вырастут. Как будто это для того, чтобы какой-то инвестор мог выгоднее купить активы Latvijas gaze”, – сказал Зариньш в беседе с Русской службой Би-би-си.

По его словам, цены после либерализации вырастут по нескольким причинам. Во-первых, вместо одной монополии (Latvijas gaze) мы получаем две. Они должны наладить механизм сотрудничества – все это стоит денег. Во-вторых, тариф на транспортировку газа явно будет пересмотрен, и туда войдут все инвестиции, которые не вошли с момента его утверждения, а это около 20 лет. А по словам Юрия Соколовского, нельзя забывать и про российских поставщиков, которые могут в любой момент поднять цену или вообще отказаться от поставок.

Учитывая, что либерализация неминуемо повлечет за собой частичное выдворение “Газпрома” из Latviujas gaze, ожидать можно любой реакции.

Заместитель директора латвийского представителя “Газпрома” Павел Литвинов сказал, что комментариев относительно либерализации нет, поскольку комментировать пока нечего.

О реакции “Газпрома” косвенно свидетельствует иск, поданный Latvijas gaze (частично принадлежит “Газпрому”) в связи с начатым процессом либерализации рынка. Latvijas gaze подала в суд в связи с вступившим в силу с октября решением латвийского регулятора разрешить поставку потребителям газа из альтернативных источников по трубам Latvijas gaze.

Несмотря на это, Latvijas gaze отказала латвийской энергетической компании Latvenergo воспользоваться новым правилом и закупить газ из Литвы для собственных нужд по газопроводу Latvijas gaze.

Что такое дешевый газ – не знает никто

Представитель Минэкономики Юрий Спиридонов, в свою очередь, утверждает, что с открытием рынка и диверсификацией источников цена на газ упадет сама собой. Это, к примеру, пережила Литва после введения в эксплуатацию Клайпедского терминала сжиженного газа: во-первых, упала цена на российский газ, во-вторых, подешевел сжиженный. А по словам депутата сейма Ивара Зариньша, это не более чем совпадение: на сжиженный газ, скорее всего, действует спот-цена, которая скоро изменится, а российский газ подешевел из-за падения цен на нефть.

“Не покупать газ в России – это сказки политиков, такого никогда не будет. Это может произойти только из-за политического решения – России или Латвии”, – говорит Зариньш Русской службе Би-би-си.

Какой газ окажется дешевле после либерализации и диверсификации источников – российский, сжиженный из Клайпеды или польский (он же – отчасти российский) – к этому вопросу в Латвии приходят все споры вокруг энергетической независимости. По словам бывшего министра экономики Вячеслава Домбровского, строить “отходные пути” надо в любом случае, а вот покупать альтернативный газ стоит только при условии более низких цен.

Такой ситуации он вспомнить не смог. Что касается объективных данных, то их получить весьма проблематично: точные цены на российский газ в Латвии считаются коммерческой тайной, а ту цену, которую в будущем может предложить Клайпеда (с учетом транспортировки) не знает вообще никто.

Однако, как замечает Юрий Спиридонов, если нельзя сравнить цены поставщиков, то можно сравнить оптовые цены, которые полностью зависят от цен на импорт. Статистику оптовых цен обобщает Еврокомиссия. По этим данным получается, что на первый квартал этого года (ситуация с тех пор могла измениться) Латвия платила за российский газ меньше, чем свои соседи: почти 28 евро/MWh для Латвии, в то время как в Эстонии и Литве это почти 33 евро.

Что касается конечных потребителей, то все жители стран Балтии платили за газ примерно одинаковую цену – от 4,61 до 4,83 евроцентов/kWh. Оптовики платили меньше всего в Литве – 2,91 евроцент/kWh, больше всего – в Эстонии 3,46 евроцент/kWh. То есть в условиях закрытого рынка Латвия платит за российский газ меньше соседей. Сохранится ли это преимущество после открытия рынка – об этом на данный момент беспокоятся критики проекта либерализации.

Оксана Антоненко

Источник: bbc.com

By admin

Related Post

Leave a Reply