Почему Россия и СА не договорятся по Сирии

By admin Oct 21, 2015

В последнее время контакты на уровне лидеров России и Саудовской Аравии интенсифицировались. Когда же Эр-Рияд пообещал вложить в Россию многомиллионные капиталы, сразу появилось мнение, что позиции сторон по Сирии сближаются. Однако такие ожидания в значительной степени иллюзорны, поскольку они явно не учитывают ряда ключевых факторов, определяющих двусторонние отношения между этими двумя странами.

Встреча саудовской делегации высокого уровня с российским президентом Владимиром Путиным 11 октября 2015 г. в Сочи безусловно свидетельствует о том, что Эр-Рияд весьма озабочен ростом влияния Тегерана на Ближнем Востоке. Трудно спорить и с тем, что саудовцев раздражает пассивное поведение Вашингтона в регионе.

Тем не менее восторги по поводу перспектив сближения между Россией и Саудовской Аравией вряд ли обоснованы, поскольку оптимисты не принимают во внимание расстановку сил в запутанной системе государственного управления саудовского королевства. Руководители страны далеки от единства в ключевых вопросах внешней политики. Одни за жесткий подход к России, а другие за развитие двустороннего диалога. Огромную роль играет религиозный фактор. В середине октября 2015 г. 55 ваххабитских религиозных авторитетов подписали призыв к джихаду против России из-за ее вмешательства в Сирии. Документ не официальный, но в Саудовской Аравии он пользуется широкой поддержкой. Дело в том, что саудовцы почти ничего не знают о России и формируют свою внешнюю политику, в основном отталкиваясь от ближневосточных милитаристских устремлений позднего СССР, в разрушение которого в 1980-е годы они внесли весомую лепту.

Оружие или Асад

Оптимисты также переоценивают значимость финансовых посулов саудовцев, которые якобы готовы вложить в российскую экономику 10 миллиардов долларов и купить вооружений на десятки миллионов долларов. Потенциальные контракты во многом служат ширмой для внешнеполитического торга, стоящего в основе саудовских устремлений. Достаточно вспомнить прошлое десятилетие. В 2008 г. Эр-Рияд утверждал, что заключит с Москвой щедрые контракты (примечательно, что на приобретение мобильных зенитно-ракетных комплексов С-400) при условии, что Россия сократит объемы военного сотрудничества с Ираном. Тогда «дипломатия С-400» в треугольнике Россия-Саудовская Аравия-Иран была для Эр-Рияда инструментом переговорного давления. История повторяется. В 2013 и 2014 гг. принц Бандар, занимавший пост начальника саудовской разведки, несколько раз посещал президента В. Путина, обещая многомиллиардные сделки на закупку российских вооружений в обмен на прекращение российской поддержки Башара Ассада. Эр-Рияд манит Москву и нефтяным «пряником», а именно предметными консультациями по квотам и ценам на нефть, о которых саудовцы неизменно вспоминают, когда хотят получить выгоду от Кремля.

Фактор США во главе угла

В результате деструктивных действий Эр-Рияда на Ближнем Востоке и его нефтяной политики Москва воспринимает его роль скептически. А вот в глазах саудовцев Россия не более чем один из участников политических игр ближневосточных стран, привыкших балансировать между различными центрами силы. Саудовская Аравия сознательно идет навстречу России и заводит переговоры о поставках оружия в двух случаях. Либо саудовцы не могут добиться желаемого от США в части энергетической политики или давления на Израиль, например, если речь идет о возобновлении мирного процесса, либо если у них есть ощущение, что их отношения с США портятся, например, как сейчас, когда Вашингтон не проявляет на Ближнем Востоке должной решительности. Такие переговоры редко продуктивны, поскольку саудовцы и не помышляют о закупках российского оружия. Они хотят, чтобы Вашингтон принимал во внимание проблемные вопросы арабов. Ведь, по мнению Эр-Рияда, энергетическая безопасность Соединенных Штатов зависит от внутренней стабильности королевства.

Принимая во внимание ключевую роль США во внешнеполитических устремлениях России и Саудовской Аравии, складывается впечатление, что российско-саудовские отношения вряд ли более значимы, чем их косвенное влияние на диалог между Москвой и Вашингтоном.

Саудовско-американскому партнерству уже более 70 лет. Даже если Эр-Рияд всерьез рассчитывает разнообразить свои внешнеполитические связи, США и Саудовская Аравия в любом случае заинтересованы в альянсе, и их установки непоколебимы. Москве никогда не удастся занять место Вашингтона, она на это и не претендует.

Нельзя забывать и об энергетическом соперничестве между Россией и Саудовской Аравией. Союз между ними представляется возможным, только если Россия вступит в ОПЕК. Но решающее право голоса в картеле принадлежит Эр-Рияду, и поэтому сложно представить, чтобы Москва стала его младшим партнером в сфере деятельности, которая позволила ей вернуться на первые роли в мировой политике. Наконец, вспомним, что российские стратеги делают ставку на геополитическую роль Ирана. Наряду с Турцией и Афганистаном, Иран – неотъемлемый компонент «оси безопасности» России на ее южном фланге. Даже если российско-иранские отношения действительно ухудшаются, Москва никак не может разорвать связи с Тегераном, тем более что ее сирийская дипломатия опирается на шиитов.

 Дипломатические маневры

По большому счету, переговоры с Эр-Риядом нужны Москве для приобретения рычагов влияния на Ближнем Востоке, а летом 2014 г. ее дипломатические маневры были направлены в основном на нейтрализацию региональных акторов. В результате российский подход к региональной безопасности был воспринят Иорданией, Египтом и ОАЭ. Саудовская Аравия и Турция отказались идти на союз с Ираном и спасать Ассада, свержение которого остается главной стратегической задачей Саудовской Аравии. А это полностью противоречит интересам России с самого начала сирийского конфликта в марте 2011 г. В свою очередь, Кремль уверен, что только Б. Асад способен гарантировать сохранение позиций России на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье.

Несмотря на взаимоисключающие подходы, стороны, скорее всего, продолжат контакты на высшем уровне. Саудовцы удручены безликостью ближневосточной политики администрации Б. Обамы, которая не только уклоняется от работы по Сирии, но в начале 2015 г. еще и подписала соглашение по иранской ядерной программе. Даже если Россия и воплощает собой «оплот контрреволюции», это может вполне устраивать короля Салмана, которому незачем массовые беспорядки в своей стране. Кроме того, российское присутствие на Ближнем Востоке тесно привязано к «шиитской оси», а изменить статус-кво Эр-Рияд не в силах.

Источник: politobzor.net

By admin

Related Post

Leave a Reply