Китай создает “чайную империю” на поясе Шелкового пути

By admin Oct 20, 2015

В ближайшее время Китай планирует создать «чайную империю» на территории Российской Федерации, а именно в той ее части, через которую пройдет инфраструктурный проект «Экономический пояс Шелкового пути». Будущая «чайная империя» охватит пространство от китайского г. Сяньнин в провинции Хубэй до Москвы и Санкт-Петербурга, включая Улан-Удэ, Алма-Ату, Омск, Казань и десятки других важных городов.

В этой связи в октябре в Москве прошла «Презентация чайного хозяйства и приглашение гостей на китайскую международную чайную ярмарку 2015». Мероприятие было организовано по инициативе ведущих китайских компаний-производителей чая из провинции Хубэй. С российской стороны присутствовали представители отечественной чайной индустрии, в частности, Рамаз Чантурия, глава ассоциации «Росчайкофе». Еще одним ключевым моментом этого события стало выступление мэра г. Сяньнин Чжана Синь Донга.

Среди приглашенных гостей также присутствовали российские мастера китайской чайной церемонии, в своей работе пользующиеся представленной на презентации продукцией. «Китайские компании начали появляться на российском рынке совсем недавно, менее года назад», – говорит Андрей Гретчин, мастер чайной церемонии Государственного музея Востока (Москва), – «и продвигаются очень активно, предлагая качественную продукцию по выгодной цене».

Общий объем капитала, обращающегося в чайной отрасли Китая, составляет 3 млрд юаней (30 млрд руб). Но лишь треть сбыта чайной продукции приходится на внешний рынок, а остальная часть потребляется внутри страны. Таким образом, в приоритетные задачи китайского рынка чая входит увеличение экспорта. А потенциальные потребители, находящиеся на маршруте «Экономического пояса Шелкового пути», идеально подходят для осуществления задуманного. Так, по статистике, в России доля чая в потреблении напитков составляет 63%; в среднем, россияне выпивают по 1,5 чашки чая в день. Для сравнения: первое место в мире занимает Великобритания (3,5 чашки в день) и Турция (3,1 чашки). Как следствие, планируемый рост прибылей китайских компаний-производителей чая после выхода на рынки РФ составит примерно 1 млрд юаней (10 млрд руб.).

Отправная точка железнодорожного «чайного пути» – китайский г. Сяньнин с населением 3 млн человек, считающийся родиной чая. Интересно, что название города взято из древней мистической китайской «Книги Перемен» и переводится как «Во всех царствах царит покой». Здесь расположено 60 000 га чайных плантаций. А всего в Китае под чай отведено 1,8 мл га земли.

В провинции Хубэй есть еще один «чайный» город – Чиби, чайные предприятия которого также намерены продвигать свою продукцию на российский рынок. Чай из Чиби позиционируется как «лучший чай во всем Китае».

В целом в провинции Хубэй сосредоточена деятельность 11 крупных китайских чайных компаний.

На сегодняшний день рынок чая в России заполнен на 85% продукцией из Индии, Шри-Ланки, Великобритании, Индонезии, Кении, Бангладеш ряда других стран, и лишь приблизительно 15% приходится на долю Китая.

Однако за последние три года чай китайского производства обрел огромную популярность в Калмыкии, Казахстане и Бурятии. Дело в том, что он особенно хорош для заваривания с молоком, по старинной азиатской традиции, поэтому сбыт китайского чая ощутимо растет здесь с каждым годом, успешно вытесняя конкурентов.

Идея создания «чайной империи» на евразийском пространстве «Экономического пояса Шелкового пути» была изложена Председателем КНР Си Цзиньпином, который, находясь в России с государственным визитом, выступил с речью о «Великом чайном пути 17-го века» в МГИМО 23 марта 2013 г. В частности, он упомянул о давних связях, сложившихся между российскими купцами и китайскими производителями чая. Торговый путь протяженностью 5 тыс. км стал «мостом, соединяющим Россию и Китай с 17-го века».

Идея, озвученная Си Цзиньпином, привела к созданию международного союза городов «Великого чайного пути». 6 сентября 2013 г. представители администрации из 15 городов Китая, Монголии и РФ подписали совместную декларацию о создании союза в г. Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия, КНР). В союз вошли города китайских провинций Фуцзянь, Цзянси, Хунань, Хубэй, Хэнань, Шаньси, Хэбэй и автономного района Внутренняя Монголия. В Монголии в союз входят, в частности, Дзамын-Уд и Улан-Батор, а в России – города, расположенные по линии от Улан-Удэ до Ирбита Свердловской области.

Как гласит устав союза «Великого чайного пути», его участники будут «прилагать усилия для распространения чайной культуры, будут способствовать процветанию и развитию городов, расположенных по Великому чайному пути, а также будут активизировать контакты и сотрудничество между этими городами, в частности, в таких областях, как торговля и туризм».

Китайские туристические компании также не остались в стороне. Так, с начала 2014 г. общее количество туристов из Китая, посетивших Иркутскую область, увеличилось почти вдвое по сравнению с предыдущим годом и превысило 21 тыс. чел. Это произошло во многом благодаря подписанию в марте 2014 г. в Иркутске декларации о создании международного проекта «Чайный караван» с участием трех государств: РФ, Монголии и Китая.

В августе 2015 г. стартовал первый железнодорожный 8-дневный тур по маршруту Маньчжурия – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Маньчжурия, в который отправились туристы из КНР. Тур, названный «Великий чайный путь», был организован правительствами Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области при поддержке Федерального агентства по туризму, Управления по туризму автономного района Внутренняя Монголия (КНР) и компании «РЖД Тур».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что китайскую сторону привлекают на российском рынке не только возможность распространения чайной продукции. Как заявил в своем недавнем выступлении в Москве мэр г. Сяньнин Чжан Синь Донг, «мы будем рады нашему присутствию на всем пути перевозки чая длиной в 10 тыс км; мы будем рады быть на просторах России, на берегах Волги, в столичной Москве и прекрасном Санкт-Петербурге», и, наконец, «мы будем с радостью наслаждаться ресурсами России». То есть после освоения Китаем чайного рынка Россия получит не менее привлекательные торговые предложения от своего восточного соседа.

София Пале,

Источник: ru.journal-neo.org

By admin

Related Post

Leave a Reply