Турецкая энергетика: обиды и реальность

By admin Oct 18, 2015

Террористическим ответом на операцию ВКС РФ в Сирии пугают с ее первых часов. С искренней озабоченностью или со злорадным нетерпением – в зависимости от политических и личностных качеств пугающих кассандр. Однако мишенью террористов, вопреки ожиданиям многих «доброжелателей», оказалась Анкара. Столица Турции стала местом тягчайшего кровавого преступления. Два подрывника-шахида убили более ста человек. Мирных демонстрантов. Мусульман. Суннитов.

Теракты 10 октября 2015 года отбросили в медийное небытие публичную риторику турецких политиков до этой даты. В том числе довольно свежую, бескомпромиссную и актуальную. Высшее руководство страны вполне серьезно отстаивало мнение о необходимости немедленного отстранения Б. Асада от рычагов сирийской власти. Называло его диктатором, тираном, убийцей и движущей силой регионального терроризма. Достаточно устранить неугодного Анкаре персонажа – и в регионе восстановится мир и покой. Два персонажа на демонстрации 10.10.2015 имели совершено иное мнение касательно региональной стабильности и безопасности. Подготовил и забросил их не Асад. Буквально накануне двойного взрыва в Турции ее президент сделал весьма резкое заявление:

«Россия бомбит Сирию, не уважает турецкое мнение и наш территориальный суверенитет…Турция может отказаться от импорта российского газа и купить топливо у кого-нибудь другого… Атомную станцию в Аккуе вместо РФ может построить кто-нибудь другой…»

Столь примечательные угрозы Р. Эрдогана связаны с целым комплексом причин.

Во-первых, два эпизода краткосрочного нарушения турецкого воздушного пространства самолетами ВКС РФ – всего лишь повод. Анкаре были принесены извинения и даны исчерпывающие объяснения случайности подобных нарушений. При этом турецкие войска преспокойно решают боевые задачи на территории Ирака по собственному усмотрению. Массированно, целенаправленно и без дипломатических церемоний.

Во-вторых, смять и обескровить курдских сепаратистов под видом борьбы с ИГИЛ Турции не удалось. Ни военным, ни политическим образом. Курдское ополчение в Сирии сохранило боеспособность и укрепляет автономию, иракский Курдистан фактически строит государственность. В самой Турции прокурдские партии набирают популярность и за пределами районов компактного проживания курдов. Парламентские выборы 1 ноября 2015 года могут принести правящей партии Р. Эрдогана проценты малоприятных сюрпризов.

В-третьих, турецкие попытки регионального доминирования в Сирии малоуспешны. Операция ВКС РФ ударила по амбициям Анкары, продемонстрировала ошибочность самого подхода турецких властей к сирийской проблеме. Заигрывание со всеми антиасадовскими силами уже привело к июльским взрывам в турецком Суруче и резкому обострению турецко-курдского антагонизма. Это заигрывание не помогло сменить режим в Дамаске и вполне уживается с режимом в Ракке. В Турции находятся миллионы сирийских беженцев и далеко не все из них благодарны стране своего пребывания. Подрывники вокзала в Анкаре – кровные родственники убийц в Суруче, ярые сторонники халифата. Такие внезапные эпизоды, как обнаружения монетного двора ИГИЛ на турецкой территории, позволяют судить о неразборчивости Анкары в средствах достижения геополитических целей. И отсутствию четкого понимания – в чем же заключается турецкая цель в Сирии. В полной дестабилизации сопредельной страны? В усилении курдского сепаратизма, по образу и подобию уже двух стран региона? В свободном проникновении джихадистов через 800 км слабо охраняемой границы, в ликвидации возможных угроз от Суруча до Стамбула?

В последние годы произошло замедление темпов роста турецкой экономики. Налицо ослабление популярности правящей партии ПСР накануне парламентских выборов, тяготение ее лидера к громкой и хлесткой фразе. Внутриполитические трудности накладываются на внешнеполитическое раздражение и неуверенность. Результатом взаимодействия становятся угрозы отказаться от российского газа, от российских трубопроводов, от российских АЭС. Угрозы громкие и чувствительные, если абстрагироваться от реалий турецкой энергетики.

Турция импортирует практически все энергоносители – от дефицитных нефти и газа до имеющегося в стране угля. Который проще купить ввиду низких мировых цен, чем вкладывать большие средства в собственные шахты, в обеспечение шахтеров и т.д.
В 2014 году стоимость закупленных Турцией энергоресурсов составила 55 млрд. $.
Производство электроэнергии в Турции обеспечивается природным газом на 49 %. Еще несколько лет назад этот показатель составлял 37 %. 
Потребность Турции в электричестве ежегодно растет, приблизившись к юбилейному рубежу 200 млрд. кВт-часов.
Каждый четвертый киловатт-час в стране с населением 78 млн. человек выработан за счет российского газа.

Всего в Турцию по итогам прошлого года Газпром поставил 26 млрд. м3. Из 48 млрд. м3 газового импорта.
Иран перекачал 9 млрд. м3, причем по большей части попросту перепродав туркменский газ на 25-30 % выше российской цены.
Азербайджан предоставил около 7 млрд. м3.
Турция активно закупает сжиженный природный газ. Наличествуют терминалы, зафрахтованные газовозы, имеется вся необходимая инфраструктура. Заключены контракты с Алжиром, Нигерией, Катаром, Норвегией. Суммарно доля СПГ равнозначна трубопроводным поставкам из Азербайджана.
Примечательно, что весомость норвежского газа на турецком рынке составляет всего 0.6 %.

Российский газ заменить Турции нечем – ни сегодня, ни через год, ни в отделенной перспективе. Теоретически и поэтапно можно увеличить закупки у всех прочих поставщиков на 4-6 млрд. кубометров. Что практически повысит стоимость такого экспорта, вызовет серьезные технологические трудности и сохранит дефицит 20-22 млрд. м3 «голубого топлива». Стабильность и ценовая доступность поставок Газпрома не подвергаются сомнению Анкарой – приходится сомневаться в серьезности резких политических заявлений.

Замена трубопровода Южный Поток на Поток Турецкий столкнулась с разноплановыми трудностями – проблемы с финансированием всего проекта, с распределением рисков, с персональной скидкой на газ для Турции, с организацией мощностей приемного хаба по ту сторону Босфора и т.д. Но главным препятствием стало нежелание ЕС покупать газ у Турции, если его можно приобрести у РФ напрямую.

Балтийский газопровод дешевле и быстрее в осуществлении. Но Северный Поток 2.0 переиграл черноморского «собрата» по политическим и экономическим соображениям. Германии как лидеру ЕС газовый хаб под собственным контролем куда милее, чем его расположение вообще вне пределов Евросоюза. Турция стоит в очереди на вступление в ЕС с 1964 года – и вдруг очередь за энергоносителями выстроится к вечному ассоцианту? Однако трубопровод в Турции по дну Черного моря все равно будет проложен, пусть поначалу и меньшей мощности. Поначалу – 16 млрд. м3. Он заменит экспорт по Западному коридору, через Украину, Румынию, Болгарию. Станет близнецом уже действующего Голубого Потока, потому что это выгодно и для Турции, и для РФ. Он допускает дальнейший рост прокачивающей мощности, как и Северный Поток. Прямые связи продавца и покупателя всегда перспективнее зависимости от посредников.

Именно поэтому невозможно перепоручить «кому-нибудь другому» возведение АЭС в Аккуе.
Никто другой не станет кредитовать подобное строительство за собственные средства, чем занят РосАтом и его дочерние предприятия.
Никто другой не будет ждать десять лет с момента старта изыскательских работ до выработки первых киловатт-часов.
Никто другой не сможет обеспечить российского сочетания надежность/качество/стоимость в проектах мирной атомной энергетики.
Первая турецкая АЭС – первая в мире станция с функциональным принципом Build-Own-Operate, т.е. Строй-Владей-Эксплуатируй. Россия отвечает за всё – от проектирования и строительства до всестороннего обслуживания и вывода из эксплуатации. Посредством четырех реакторов ВВЭР-1200 АЭС в Аккуе сможет вырабатывать 4.800 Мегаватт ежегодно. Экономия на топливном экспорте невозобновляемых ресурсов составит для Турции миллиарды долларов.

Соглашения подобного масштаба подписываются на правительственном уровне и ратифицируются парламентами. Одна подготовка к строительству АЭС занимает несколько лет, требует возведения дорог, развязок, городов, нового морского порта и многого другого. Общая смета российско-турецких расходов на период до 2023 года оценивается в 25 млрд. $. Доходы будут больше, но их поступление начнется с 2021 года.
Серьезные энергетические проекты находятся вне зоны досягаемости политического раздражения. Как влияет популизм на атомную энергетику, можно воочию лицезреть в Литве. Где вот уже 15 лет продолжается демонтаж Игналинской АЭС, сама станция полностью остановлена в 2009 году. Ее новый, прогрессивный и всячески улучшенный аналог – Висагинская АЭС – вот уже шесть лет существует исключительно в планах и декларациях…

Между Россией и Турцией имеется колоссальный объем экономического сотрудничества – с энергетическими, торговыми, туристическими и прочими пластами. Новый уровень взаимодействия достижим при обеспечении безопасности в регионе. При всем различии в российских и турецких методах этого достижения личности конкретных врагов-подрывников конкретны. Очевиден общий и весьма опасный враг, его резиденция – не в Дамаске, а в Ракке и Мосуле. Сиюминутные обиды и досада от упущений прошлого вряд ли повлияют на взаимовыгодное сотрудничество в будущем. Хотя и допускают словесную пикировку в настоящем.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply