Трудовая миграция: анфас и профиль

By admin Oct 18, 2015

В Ереване прошла конференция “Последствия трудовой миграции”, организованная Республиканским союзом работодателей Армении, общественной организацией “Центр развития малого и среднего предпринимательства” и швейцарским фондом “Население, миграция и окружающая среда”.

Сегодня миграция, в том числе и трудовая, без преувеличения, стала катастрофой для Армении, угрожающей национальной безопасности, и напоминает скорее массовый исход населения из страны. По оценкам, проводимым на основе данных паспортных столов, а также различных исследований, проведенных, в том числе, и по заказу международных организаций с 1988 года по 2001 год включительно, Армению покинули около 1,1 млн человек. С 2002 года по 2007 год, согласно Докладу о человеческом развитии (ООН), из страны уехали 150 тыс. человек. Начиная с 2008 года никаких исследований по оценке миграционных потоков в Армении не проводилось, и примерный отток населения из страны (по данным паспортных столов) ежегодно составлял около 25 тыс. человек.

С проблемами трудовой миграции в Армении участников конференции ознакомил главный специалист отдела миграционной политики Государственной миграционной службы при Министерстве территориального управления и чрезвычайных ситуаций Эдгар Хачатрян. Оценка миграционных потоков производится на основе данных о приезжающих и уезжающих воздушным и наземным транспортом, но при этом, как отметил Э.Хачатрян, надо учитывать, что не каждый путешественник — мигрант, но каждый мигрант — путешественник. Отрицательное сальдо за период с января по август текущего года, согласно статистической службе, составило 93,5 тыс. человек, что на 4,8 тысяч, или 4,9%, ниже аналогичного показателя за тот же период прошлого года.

Последние исследования, касающиеся миграции в Армении, по словам Э.Хачатряна, были проведены в 2014 году Международной организацией по миграции и Национальной статистической службой при участии студентов Славянского университета. В исследования были вовлечены 7890 домашних хозяйств. Как показали результаты, за период с 2007 по 2012 гг. по сравнению с периодом 2002 по 2007 гг. количество мигрантов из Армении выросло на 20% и достигло 30 тысяч человек вместо 25 тысяч за предыдущий период. В 2007-12 годах 8 отъездов из 10 приходилось на трудовую миграцию, причем выезжали в подавляющем большинстве мужчины в возрасте от 30 до 49 лет на сезонные работы. На тот период экономический потенциал Армении обеспечивал занятость населения на уровне 85%, остальные 15% искали работу за пределами страны.

По опубликованным в печати данным, миграция из Армении в 2014 году составила около 47 тыс. человек, превысив на 10-12% показатель 2013 года. Безработица, по официальным данным, в 2014 году достигла 17,6% (по сравнению с 16,2% в 2013 году), причем реальная, скрытая безработица выше. Среди молодежи эта проблема гораздо острее. По данным, приведенным в аналитических записках Института Кавказа “Экономические факторы миграции населения Армении”, уровень безработицы среди молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет составляет 76,2%, а в возрасте от 20 до 24 лет — 47,2%. При этом в городах безработица выше, чем в сельской местности.

Основными причинами миграции из Армении продолжают оставаться отсутствие работы, низкая заработная плата, неблагоприятные условия труда и ряд социально-психологических факторов. При этом несмотря на катастрофическое положение в стране не ведется целенаправленный, всесторонний статистический учет миграционных потоков, а их оценка проводится на основе косвенных данных, в том числе различных актов гражданского состояния.

Особое внимание в ходе конференции было уделено женской миграции. Изучению трудовой миграции женщин, проживающих в регионах, ее влиянию на продвижение в обществе, возникающих проблем и возможностей были посвящены исследования, проведенные в Ширакской и Арагацотнской областях. С их результатами участников конференции ознакомила представительница Университета в Пенсильвании (США) Шушаник Макарян. В частности, она отметила, что было выявлено гендерное неравенство женщин с точки зрения открытия собственного бизнеса, включая отсутствие собственности, которую можно было бы использовать в качестве залога при получении кредитов, а также традиции и другие факторы. В регионах у женщин еще меньше возможностей открыть свое дело, да и у мужчин тоже, так как негативную роль играет ярко выраженный сезонный фактор в сельском хозяйстве, снижающий финансовую стабильность и увеличивающий миграцию. При этом трудовая миграция дает женщинам новые возможности в плане как социальной мобильности, так и социальной маргинализации.

В процессе исследований были опрошены 17 женщин, 8 из которых — вернувшиеся мигрантки, остальные более трех месяцев работают за границей. Как показали проведенные интервью, женщины-мигрантки, которые не пьют, не курят, более гибкие и согласны на любую работу, легче, чем мужчины, находят ее. Некоторые вернувшиеся из миграции женщины чувствуют себя уверенно, становятся более пробивными и не хотят возвращаться к прежней гендерной роли, говоря, что если они снова станут женщинами, то умрут с голоду. С другой стороны, как женщинам, так и мужчинам, вернувшимся из миграции, в сельской местности трудно открыть и вести свой бизнес — им не хватает знаний в плане того, как надо работать с банками (и потому кредиты для них обходятся дороже), развивать бизнес, работать с рынками и т.д. Им также трудно работать в рамках различных международных программ, направленных на поддержку бизнеса, они недостаточно активно взаимодействуют с органами местного самоуправления. Все перечисленные проблемы ждут своего решения.

С проводимыми исследованиями на тему “Политика, миграция и развитие” участников конференции ознакомила директор Армянского офиса Кавказских центров исследовательских ресурсов Егине Манасян. Целью данных исследований, в отличие от других, является поиск связей между миграционной политикой Армении и ее экономическим развитием. В исследования вовлечены 2000 домашних хозяйств в различных общинах, имеющих мигрантов в семье и не имеющих (распределившихся поровну), а также государственные служащие и донорские организации. Как отметила Е. Манасян, трудовая миграция отрицательно влияет на рынок труда в Армении, сокращая его, во-первых, за счет оттока трудоспособного населения и, во-вторых, за счет того, что членам семей трудовых мигрантов нет необходимости работать.

Однако были отмечены и положительные тенденции трудовой миграции, в частности, вернувшиеся мигранты гораздо чаще сами создают себе рабочие места, т.е. в сельских районах растет самозанятость за счет небольших инвестиций. Кроме того, наблюдается тенденция перемещения бизнесов из сферы услуг в сферу сельского хозяйства. В Армении немногие имеют свой бизнес, на их долю приходится всего 3,7%. Вернувшиеся мигранты тратят свои деньги в основном на покупку недвижимости.

В ходе конференции были представлены также международные программы выполняемые в Армении, в частности, программа Международного комитета человеческого развития “Трудовая миграция и экономика на примере Лорийской области” и программа ЕС “Целевые инициативы для Армении”.

Юлия Кулешова

Источник: express.am

By admin

Related Post

Leave a Reply