Про уродов и людей

By admin Oct 18, 2015

«Его признали самым страшным на планете. Он счастлив!» Таким анонсом телеканал «Россия 1» завлекал своих зрителей, и можно было подумать бог знает что – ведь каких только монстров не встретишь в его эфире. Но на сей раз канал уготовил нам встречу с самым страшным человеком на земле в буквальном смысле этого слова, обнаружив такового в желтой жаркой Африке, в центральной ее части. Ну ладно – не в центральной, а в восточной, а именно в Уганде, доставив героя прямым рейсом в «Прямой эфир» к Борису Корчевникову.

Герой, мягко говоря, оправдал ожидания. Публика в студии, хоть и явно подготовленная к этой «встрече с ужасным», не сразу справилась с эмоциями, и на лицах многих участников программы поначалу отразилась гамма вполне определенных чувств. Но герой оказался хоть на лицо и ужасным, но добрым внутри. К тому же – счастливым семьянином, отцом восьмерых детишек и удачливым бизнесменом, поставившим свое врожденное уродство на коммерческую основу.

Гости студии, оправившись от первоначального шока и вспомнив, видимо, гуманистическую составляющую кинофильма «Цирк», стали наперебой демонстрировать толерантность, исконно свойственную матушке России: мол, с лица воду не пить, был бы человек хороший, а у угандийца (по всему видать) большая и красивая душа.

Герой, впрочем, и без этого выглядел человеком, совершенно довольным жизнью. «Принято считать, что красота – страшная сила, но и уродство – тоже страшная сила», – без всякого смущения высказался сопровождавший его переводчик. Выяснилось, что у себя в Африке этот человек – жуткая знаменитость, на него ездят подивиться любители острых ощущений со всего континента, что позволяет отцу восьмерых детей безбедно существовать.

Журналист Александр Гурнов, когда ему предоставили слово, очень к месту вспомнил другого знаменитого на весь мир уроженца Уганды – кровавого диктатора Иди Амина, тоже наводившего ужас на всю планету. И подытожил: теперь Уганда прославилась второй знаменитостью. И непонятным осталось, польстил он далекой африканской стране и герою или, напротив, их унизил.

Тут возбудилась «звезда» шоу «Дом-2» с экзотическим именем Гоген Солнцев. Сидевший до того с гримасой отвращения на своем прекрасном челе, он принялся громко возмущаться безнравственностью «самого страшного человека на планете»: «Как можно на своем уродстве зарабатывать деньги?!» И впрямь – как можно? Участники «Дома-2», как известно, зарабатывают деньги исключительно красотой, интеллектом и многолетней демонстрацией высоких моральных качеств.

Потом в студию позвали еще одного героя – россиянина. Тоже не такого, как все. В отличие от африканца, излучавшего полное довольство жизнью и судьбой, наш, несмотря на жизнь в чудесной толерантной стране, выглядел абсолютно несчастным. Да и мама его, пришедшая вместе с ним в студию «Прямого эфира», призналась: сын почти не выходит на улицу, поскольку на него показывают пальцем и бесстыдно пялятся добрые сограждане («Обезьяной обзывают?» – проявил деликатность еще один участник «Дома-2»). О «монетизации уродства» тем более речи нет: мать с сыном-инвалидом едва сводят концы с концами.

Следом появился в студии человек очень маленького роста, представленный ведущим как артист, и вновь отличились «домушники»: «Вы в цирке уродов работаете?»

Борис Корчевников всячески подчеркивал: целью этой программы является воспитание в наших согражданах терпимости к людям, не похожим на других. Но камера с каким-то подлым сладострастием фиксировала крупные планы героев и выразительную мимику гостей студии, так что весь этот «Прямой эфир» скорее напоминал экскурсию в кунсткамеру, нежели акцию по пробуждению добрых зрительских чувств.

Толерантность к любым «иным» – людям, взглядам, убеждениям – вообще не наш путь. Возьмем политические ток-шоу. Сюда тоже зовут «иных», то есть инакомыслящих, и ведущие даже призывают остальных, «нормальных», проявлять к ним уважение и прислушиваться к их словам. А вот как это выглядит на практике.

«Помолчи, я слушал твои глупости полтора часа», – бросает в лицо иностранному гостю программы «Политика», посмевшему высказать собственное мнение по сирийскому вопросу, некто Алексей Подберезкин, выразитель державных взглядов.

«Мерзавец!» – орет в той же «Политике» политолог Дмитрий Куликов Леониду Гозману, откровенно недоумевающему, зачем и за что воюют в Сирии «наши ребята». Гозман в долгу не остался и тут же обозвал «оппонента» кретином. Довольно улыбающийся Петр Толстой (шоу удалось), назвав эту перепалку «обменом любезностями», объявил рекламную паузу.

«Из уст ГОЗМАНА (особая глумливая интонация) забота о РУССКИХ СОЛДАТАХ (особый акцент на слове «русских») звучит совершенно фальшиво», – заявляет политолог Виктория Крашенинникова в ток-шоу Сергея Минаева «Большинство» на канале НТВ, выразительно глядя на Леонида Гозмана и имея в виду явно не только и не столько отвратительные ей либеральные воззрения оппозиционного политика. Никто не указывает ей на мерзость этого очевидно антисемитского выпада. А если б и указал, она бы ловко вывернулась: нынешние записные телеораторы хоть и не утруждают себя убедительной аргументацией, зато блистательно овладели искусством демагогии.

«Поезжайте к себе в США и перебивайте своего Обаму, – вызверивается на американского коллегу Майкла Бома журналист и депутат Алексей Пушков в программе «Право голоса» на канале ТВ Центр. – Вы мне надоели! Мне надоела ваша американская пропаганда. Американские журналисты не умеют себя вести!» Когда же выведенный из себя «мальчик для битья» Майкл Бом требует перестать ему хамить, Пушков напоминает: «Мы находимся в Москве, а не в Вашингтоне, следите за своим языком, а то вас перестанут приглашать в эфир».

При всем при этом «уродами» и «недоумками» ведущие большинства политических ток-шоу стараются выставлять именно тех, кто подвергается публичному поношению, обласкивая и предоставляя режим наибольшего благоприятствования «своим» – тем, кто поет в общем слаженном хоре «правильных» пропагандистов.

Вот вам прелестный эпизод из последнего выпуска телевикторины «Знание – сила», которую с недавних пор ведет главный пропагандист канала «Россия 1» Дмитрий Киселев. «Крым наш? – задает он очередной вопрос ценою в 10 тысяч одному из самых почитаемых на канале гостей, режиссеру Карену Шахназарову. – Варианты ответов: да, нет». «Конечно, да», – уверенно отвечает гость. А окажись на его месте тот же Гозман, пролетел бы с выигрышем как фанера над Парижем. Потому что надо держать нос по ветру, быть как все и не кичиться своей «особостью». Чай, не в Уганде.

Ирина Петровская

Источник: novayagazeta.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply