Сирийская кампания Путина раздражает мусульман в России

By admin Oct 15, 2015

15 миллионов российских мусульман, которые в основном являются суннитами, разделились в вопросе отношения к авиаударам, которые Россия осуществляет в Сирии, и многие из них выступают против этой военной кампании. Их несогласие не является очень публичным, но авиаудары по противникам сирийского президента Башара аль-Асада усиливают раскол в и без того хрупкой мусульманской общине России и увеличивают опасения относительно возможности насильственных актов внутри страны.

Новую огромную соборную мечеть, с ее минаретами, направленными в небо, и золотым куполом, которую открыл в конце прошлого месяца в Москве президент Владимир Путин, горячо встретили российские мусульмане как признак их приятия в преимущественно христианской России. Но несколько дней спустя некоторые прихожане выразили недовольство авиаударами Кремля в Сирии.

 «Что мы там делаем? Пусть они (сирийцы) сами решают свои дела», – говорит 79-летний татарин Ахмад Брагимов, который выходил из мечети после утренней молитвы.

«Я против Асада, они уже у власти 40 лет», – добавляет пенсионер.

Россия неожиданно начала авиакампанию против оппонентов Асада 30 сентября, сбрасывая бомбы с самолетов, которые в настоящее время передислоцированы в Сирию, и запуская ракеты с военных кораблей в Каспийском море – это крупнейшая военная кампания Москвы за пределами бывшего СССР с момента его распада.

Похоже, Путин надеется, что Россия может укрепить режим Асада, усилить свое влияние на Ближнем Востоке и бросить вызов американскому доминированию в регионе. Но он рискует втянуться в длинную и дорогостоящую войну и усилить вызовы, перед которыми стоит Россия, включая действия исламских боевиков на территории самой России.

«Это может стать вторым Афганистаном», – говорит 65-летний москвич Айдын Гаджиев, который происходит из преимущественно мусульманской республики Дагестан, имея в виду провальную советскую военную кампанию в Афганистане в 1979-1989 годах.

«Россию втягивают в войну. Для нас лучше было бы не влезать в это. Нельзя строить мир войной», – говорит 40-летний татарский историк Руслан Хамидуллин, которых живет в Москве.

Неподалеку от соборной мечети 23-летний мигрант из Кыргызстана Азад Мамадов сидит за рулем своего такси, говоря: «Я думаю, что любое вмешательство в Сирии является плохим делом – делает ли это Россия или Соединенные Штаты».

Война против суннитов

Нет четких социологических данных относительно несогласия с авиаударами в Сирии среди представителей пятнадцатимиллионной мусульманской суннитской общины России. Многие поддерживают очередные иностранные приключения Кремля, но и настроения несогласия тоже ощущаются – даже когда публично это не проявляется.

Причины несогласия разные – от обычной обеспокоенности гуманитарного характера до прямой симпатии боевикам «Исламского государства». Звучат и голоса, подобные позиции США и ЕС, что российская воздушная кампания бьет, прежде всего, по умеренным группам с тем, чтобы укрепить позиции президента Асада.

 «Конечно, не все мусульмане России смотрят на Асада, как на врага. Но достаточно большое количество именно так и считают, потому что в России – преимущественно суннитская община. Ситуация в Сирии выглядит для них как война Асада против суннитов. В этом контексте, поддерживая Асада, Россия вступила в войну против суннитов», – говорит обозреватель газеты «Коммерсант» Иван Сухов, который специализируется на вопросах Северного Кавказа.

Подавляющее большинство мусульман России и других бывших советских республик относятся к суннитской ветви ислама – за исключением азербайджанцев, которые являются шиитами, как и союзник Асада Иран и большинство иракцев.

С началом авиаударов пользователи социальных сетей в Ираке восхваляют российского президента как «Путина-шиита», как сообщает агентство «Франс-пресс».

Но в самой России мусульмане-пользователи соцсетей иначе смотрят на ситуацию.

Некоторые демонизируют союзника Путина – сирийского президента Асада, другие же обращают внимание на гражданские жертвы российских авиаударов.

Мусульманский активист Мансур Али Исаев разместил 1 октября фотографию двух сирийских детей с подписью: «Стали известны первые террористы, уничтоженные авиацией России. Прости меня, Аллах, за мою иронию».

«Достаточно взглянуть на социальные сети и увидеть насколько широко мусульмане не только обсуждают российские действия в Сирии, но и осуждают их», – говорит Бахром Хамроев, правозащитник из известной организации «Мемориал».

Он отмечает, что в то время, как многие российские мусульмане поддерживают заявленную цель Кремля по борьбе с «Исламским государством», многие также верят, что Кремль в Сирии наносит удары и по другим группам.

«Россия не бьет по «Исламскому государству». Она наносит удары против Фронта Аль-Нусра (Салафистская повстанческая группа) и «Ахрар аль-Шам». Никто не хочет говорить об этих двух группах, но в военно-политическом смысле среди бойцов этих двух групп есть толковые люди. Мы, мусульмане, не видим преступлений в их действиях», – говорит Хамроев.

Под давлением?

2 октября Нафигулла Аширов, который является сопредседателем Совета муфтиев, сказал Русской службе «Би-Би-Си», что бомбежки «Исламского государства» являются оправданным, потому что оно в Сирию «пришло извне».

Но в оценке, которая, похоже, несколько расходится с кремлевской линией, Аширов сказал, что «стремление встать на сторону одного из участников гражданской войны не может быть оправдано».

США и их союзники по коалиции, которые осуществляли удары против «Исламского государства» в Сирии и Ираке уже много месяцев, остро критиковали российскую кампанию, говоря, что Москва в основном бьет по позициям повстанцев, которые не связаны с «Исламским государством», для того, чтобы укрепить позиции Асада. Вашингтон говорит, что лишь незначительное количество российских авиаударов нанесены против «Исламского государства».

Кремль отвергает эту критику на международной арене. Но усиление поддержки Асада и удары против мусульман-суннитов в Сирии представляют угрозу внутри России.

В стране, где религия и религиозные чувства на подъеме со времени падения коммунистического СССР в 1991 году, Путину трудно удается сдерживать определенное напряжение между православными русскими и мусульманскими общинами на Северном Кавказе и в других регионах, а также призвать к единству мусульманской общины России.

Сирийская кампания делает эту задачу еще труднее, несмотря на поддержку со стороны официальных мусульманских лидеров, которые лояльны к Кремлю.

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гаунутдин призвал мусульман «не политизировать» вопрос и не позволять посеять «зерна внутримусульманского раздора».

Хамроев говорит, что эти мусульманские муфтии находятся под давлением, чтобы они поддерживали российскую кампанию в Сирии.

Симпатии к «Исламскому государству»

Григорий Шведов, который является главным редактором сайта «Кавказский узел», говорит, что на Северном Кавказе восприятие авиаударов смешанное. Некоторые встали на сторону чеченского лидера Рамзана Кадырова, который громко поддерживает Путина и предложил послать силы под его руководством в Сирию для поддержки кремлевской кампании.

Но, говорит Шведов, «не меньше» есть и тех, кто выступает против военных действий – некоторые из гуманитарных соображений, помня о разрушении и жертвах двух чеченских войн.

Другие, добавляет Шведов, просто симпатизируют «Исламскому государству».

Эксперт по вопросам ислама и Ближнего Востока из Центра Карнеги в Москве Алексей Малашенко говорит, что все большее количество российских мусульман – в частности молодых людей – имеют симпатии к «Исламскому государству».

По оценкам Малашенко, где-то «полмиллиона или больше» мусульман в России разделяют идеологию «Исламского государства».

«Они не хотят ехать туда. Они не хотят принимать в этом участие, потому что это опасно. Но, тем не менее, они разделяют ее (идеологию)», – говорит Малашенко.

Обозреватель газеты «Коммерсант» Иван Сухов отмечает, что российские мусульмане – в частности младшие поколения – все больше смотрят на Ближний Восток в поиске информации, в культурном плане, в поиске ценностей, чем на российские СМИ, где российские идеи и пропаганда засели крепко.

 «Они имеют достаточно утилитарный взгляд на Россию, как на место жительства. Они ценят заинтересованность Ближним Востоком. И когда действительно важные события происходят вроде этого, они начинают позиционировать себя другим способом – говоря, например, что Асад является врагом», – говорит Сухов.

Как считается, несколько тысяч мусульман из России и других бывших советских республик воюют на стороне исламистов в Сирии. Глава кремлевской администрации сказал 30 сентября, что мусульмане из России и бывшего СССР «ежечасно» вступают в ряды «Исламского государства».

Авиаудары Кремля в Сирии сделали Россию целью для террористических групп вроде «Исламского государства» и аль-Нусра, как говорят Шведов и Малашенко.

Ранее в этом месяце «Кавказский велаят», который имеет связи с «Исламским государством», призвал своих сторонников вступать в ряды борцов с российскими силами, вместо того, чтобы ехать в Сирию.

Уже есть признаки, что власть усиливает давление на мусульман в Москве, говорит Хамроев. Он в частности указывает на случай, имевший место 2 октября, когда ОМОН окружил дом для молитвы в московском районе Останкино и задержал нескольких мусульман, которые вернулись с хаджа в Мекку, из-за проблем с документами.

Хамроев предупредил, что Кремль должен быть очень осторожен в плане ущемления мусульман России.

«Мы прекрасно понимаем, что в России есть люди, которые не согласны с действиями России, и на них будет оказываться давление, – говорит Хамроев. – Но куда им податься? Дальнейшие действия России будут иметь серьезное значение. Военные действия в Сирии не настраивают большее количество мусульман ехать туда и воевать».

Источник: ru.krymr.com

By admin

Related Post

Leave a Reply