Республики Центральной Азии на Генеральной Ассамблее ООН

By admin Oct 10, 2015

Они едины в осознании ключевых вызовов, но не готовы объединять усилия для их преодоления

На фоне резонансных выступлений лидеров России и США в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в информационном пространстве осталось практически незамеченным участие республик Центральной Азии на мероприятиях в Нью-Йорке.

26 сентября 2015 г. по итогам встречи Госсекретаря США Дж. Керри и глав внешнеполитических ведомств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана объявлено об установлении нового формата взаимодействия Вашингтона и столиц региона, названного «С5+1». Контактная группа создается для обсуждения общих вызов в сфере безопасности и экономического развития. На такой первой встрече стороны делились мнениями по ситуации в Афганистане и ее влиянии на стабильность в Центральной Азии.

Новый формат призван дополнить существующие двусторонние контакты США с пятью центральноазиатскими республиками. Об эффективности инициативы говорить пока преждевременно: достигнуты лишь предварительные договоренности о проведении дальнейших дискуссий. Однако такое решение Вашингтона свидетельствует о его намерении укрепить существенно ослабевшие в последнее время позиции в регионе на фоне очевидных успехов России в Центральной Азии.

Продолжается активная фаза интеграционного проекта ЕАЭС с участием Казахстана, Киргизии и в перспективе Таджикистана. Сотрудничество с указанными государствами в военно-политической сфере в рамках ОДКБ дополняется усиленной военно-технической помощью Москвы Бишкеку и Душанбе. Все это не может не вызывать беспокойства Вашингтона, лишившегося военного присутствия в регионе (киргизская база «Манас»).

Кроме этого, в ходе мероприятий в Нью-Йорке с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН ряд инициатив были выдвинуты главами и министрами иностранных дел государств Центральной Азии.

Выступления представителей республик отразили ключевые вызовы, стоящие перед государствами региона. Отсюда ожидаемо преобладание экологический, в особенности водной проблематики и вопросов безопасности в их заявлениях. Широтой и амбициозностью глобальных инициатив отличился казахстанский президент Нурсултан Назарбаев.

Н. Назарбаев представил План глобальной стратегической инициативы, рассчитанный на период до 2045 г. Казахстанский лидер предложил преобразовать Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) в Совет глобального развития. Обновленная структура взяла бы на себя функции «глобального экономического регулятора» с целью снижения риска кризисов в будущем.

В связи с этим президент РК заявил о необходимости «объединить усилия по разработке наднациональной мировой валюты». Примечательно, что первоначально идея создания денежной единицы Евразийского экономического союза также была озвучена Н. Назарбаевым.

Другая инициатива Елбасы касается принятия Всеобщей декларации ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия, и созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке. Также лидер Казахстана напомнил, что применение санкций – «прерогатива Совета безопасности ООН», а произвольные санкционные режимы «влияют на благополучие миллионов людей». В целях достижения подорванного в последние годы межгосударственного взаимопонимания выдвинута идея созыва в 2016 г. Международной конференции на высшем уровне для «подтверждения базовых принципов международного права».

Самая смелая президентская инициатива касалась переноса штаб-квартиры ООН в Азию. Позже казахстанский лидер в числе возможных городов-претендентов для размещения Организации назвал Астану.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выступил с трибуны Саммита по устойчивому развитию в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Учитывая формат мероприятия, заявления туркменского лидера касались глобальных проблем в сфере продовольствия, здравоохранения, гендерного равенства, экологии. Одна из практических инициатив связана с предложением об учреждении в Ашхабаде регионального центра по изменению климата для стран Центральной Азии.

На мероприятиях в Нью-Йорке Узбекистан был представлен на уровне министра иностранных дел Абдулазиза Камилова. В глобальном плане акцент им был сделал на «крупнейшей в новейшей мировой истории экологической катастрофе планетарного масштаба – трагедии Аральского моря». С целью преодоления ее последствий предложено учреждение специального трастового фонда под эгидой ООН для финансирования программ помощи. Представитель Узбекистана также призвал не допустить реализацию планов строительства «гигантских плотин и крупных ГЭС на притоках Амударьи и Сырдарьи», имея в виду, в первую очередь, сооружение Таджикистаном Рогунской ГЭС (одна из ключевых причин разногласий Ташкента и Душанбе).

Таджикистан на мероприятиях в Нью-Йорке был представлен главой государства Эмомали Рахмоном. Приоритетной темой выступления таджикского лидера на главной трибуне ООН стала борьба с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, водная проблематика.

Э. Рахмон подтвердил приверженность республики развитию дружественных и добрососедских отношений с Афганистаном. В контексте глобальных экологических проблем президент Таджикистана особо оговорил водную проблему в Центральной Азии, в связи с которой «назрела необходимость выработки комплексного регионального плана по адаптации к изменению климата».

От Кыргызстана на полях Генеральной Ассамблеи присутствовал глава внешнеполитического ведомства Эрлан Абдылдаев. Его выступление на Саммите устойчивого развития касалось региональной водной проблематики. В связи с этим была выдвинута инициатива совершенствования механизма предоставления донорской помощи развивающимся странам в реализации программ сохранения и восстановления горных экосистем, внедрение инноваций, ресурсосберегающих технологий и чистой энергии.

Таким образом, риторика центральноазиатских республик в рамках сессии Генеральной Ассамблеи подтвердила их общность в осознании ключевых вызовов в регионе. Однако такая общность на уровне деклараций не подкрепляется готовностью на деле объединить усилия в преодолении проблем. Пока вопросы безопасности и водная проблематика – причины существенных противоречий между странами Центральной Азии, сгладить которые без участия глобальных игроков, по всей видимости, невозможно.

Максим Лихачёв

Источник: riss.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply