Эрдогана “раскатывают” между Западом и Востоком

By admin Oct 10, 2015

В большой политике любое действие зависит от места, времени и обстоятельств. Этот фактор необходимо учитывать при оценке ситуации, в которой оказалась Турция после включения России в войну против «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ – структура, запрещенная в России). Когда в Анкаре поняли, что Москва разваливает наработанные Западом с ее участием геополитические проекты в Сирии и в регионе, она предприняла судорожные действия, выступила с противоречивыми заявлениями, ожидая поддержку Запада.

Судите сами. После инцидента 3 октября, когда российский Су-30 на несколько секунд зашел в турецкое воздушное пространство «вследствие неблагоприятных погодных условий», президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил России «концом дружбы и вмешательством НАТО», хотя Москва принесла Анкаре свои извинения и пригласила турецких военных выстроить на этом направлении координационную работу. Когда идут боевые действия в приграничье, о чем ранее Турция была извещена российской стороной, даже теоретически таких инцидентов исключать нельзя. Это первое. Второе: в небе Сирии действует авиация двух коалиций. С одной стороны, российско-сирийские самолеты, а с другой – американские, турецкие, французские и саудовские истребители, плюс вспомогательная авиация стран Персидского залива. Причем американцы, саудовцы, турки и французы действуют в небе Сирии незаконно: они не получили на это ни резолюции ООН, ни согласия сирийского правительства.

Как пишет в этой связи немецкая Alles Schall und Rauch, «турки устроили шумиху из ничего, хотя сами каждый день неоднократно в ИГИЛ торгаются в воздушное пространство Греции». Третье: Турция и ее западные союзники утверждают, что российская авиация в Сирии якобы наносит удары «не по тем целям». Но ведь сама Турция, которая входит в международную коалицию во главе с США, не раз принимала участие в бомбардировках, только атаки наносились по курдским повстанцам в Ираке, которые воюют против ИГИЛ.

Четвертое: Анкара пыталась создать на границе с Сирией так называемую буферную бесполетную зону. Ранее США отказались от такой идеи. А сейчас, как заявил официальный представитель Белого дома Джошуа Эрнест, «это чревато прямой конфронтацией с Россией, поскольку возникнет конфликт, если попытаться установить запретную зону там, где сейчас летают российские самолеты», и к тому же «данный шаг требует серьезных ресурсов», в частности, «большого количества самолетов и военного персонала, который будет на них летать, технических работников, поисково-спасательных бригад, которые должны быть готовы на случай чрезвычайных ситуаций».

Турция хотела прикрыться зонтиком НАТО, уверяя, что наступил тот самый момент, когда альянс должен встать на ее защиту. В Брюсселе состоялось экстренное заседание Североатлантического совета, участники которого «единогласно выразили свою поддержку Анкаре». Но как? Генсек альянса Йенс Столтенберг напомнил, что блок НАТО не вовлечен в борьбу с ИГИЛ и не является участником возглавляемой США коалиции. Что касается Турции, то она, по словам Столтенберга, способна «обеспечить защиту своего воздушного пространства», а механизм НАТО может быть задействован только в случае агрессии против Турции со стороны России, что Анкара и Брюссель исключают. Именно при таком раскладе международных сил президент Эрдоган совершил визит в Европу с целью реанимировать идеи холодной войны, когда Турция на южном фланге НАТО занимала исключительное положение. В ответ Анкара получила заверения в том, что альянс не исключает возможности координации действий с Россией на сирийском направлении. «Каналы общения между военными НАТО и России остаются открытыми», – заявил постпред США при альянсе Дуглас Льют, напомнив о недавних встречах в ООН главы МИД РФ Сергея Лаврова и генсека Столтенберга.

Более того, Столтенберг поручил председателю военного комитета НАТО Петру Павлу и главкому объединенных сил в Европе Филипу Бридлаву в самое ближайшее наладить сотрудничество с начальником Генштаба России Валерием Герасимовым. Наконец, Анкара получила еще один удар от своих западных союзников. Канцлер ФРГ Ангела Меркель вновь выступила против полноценного членства Турции в ЕС. «Я всегда была против полноценного членства Турции в Европейском союзе, и я продолжаю придерживаться этого мнения», – отметила она. Кстати, Меркель и президент Франции Франсуа Олландом заявили в Европарламенте, что «если сирийский конфликт не будет решен, то он может привести к «тотальной войне». Глава Франции призвал все европейские страны, а также Россию и Иран объединиться для урегулирования конфликта. О Турции вспомнили только в связи с проблемой беженцев.

Так что президент Турции летел из Европы в Японию в расстроенных чувствах, о чем писали многие турецкие СМИ. В самолете он сделал несколько заявлений. Но и тут скрывается любопытная интрига. По данным газеты Milliyet, вопросы Эрдогану в основном были посвящены событиям в Сирии и турецко-российским отношениям. В то же время газета Hurriyet упоминает и украинский вопрос, который строился по принципу «что будет, если Москва в отношении Анкары поведет себя как в отношении Киева?».

Отметим эти важные нюансы, чтобы оценить смысл ответов Эрдогана, которые все турецкие СМИ приводят одинаково. «Накануне Гурбан-байрама мы встретились с Путиным в Москве лицом к лицу – говорит Эрдоган. – Сразу после начала воздушных операций у нас состоялся и телефонный разговор. Все, что произошло после этого, в том числе нарушение наших воздушных границ, – это допущенная с их стороны несерьезность. Естественно, мы недовольны. Когда мы находились в Брюсселе, НАТО по этому вопросу сделало жесткое заявление. Данный ими месседж очень ясен: нарушение воздушного пространства Турции означает нарушение воздушного пространства НАТО. При подобных условиях будет бессмысленным вновь пытаться наладить с ним (т.е. Путиным – С.Т.) контакт. Россия должна быть чувствительна в этих вопросах. Мы являемся покупателем номер один природного газа из России. Потеря Турции будет серьезной потерей для России. При необходимости Турция может покупать природный газ в самых разных местах. Турция может пересмотреть также вопрос о строительстве АЭС «Аккую» по российскому проекту. Если русские не построят АЭС «Аккую», кто-то другой придет и построит ее».

Частица «если» в этом контексте является ключевой, что мировые и некоторые российские информагентства почему-то проигнорировали. Но после этого, как говорится, «пошла губерния писать». Азербайджанский портал Haqqin.az поставил под сомнение реализацию российского газового проекта «Турецкий поток» из-за того, что «глава «Газпрома» Алексей Миллер пытался в последний раз оказать давление на Анкару». Еще дальше пошли азербайджанские политологи, для большинства из которых мир давно поделен только на «свой» и «армянский». Так, депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков рассуждает уже о «российской угрозе» Турции, искажая позицию НАТО. При этом он выставляет альянс в роли «дурачка», который якобы в полном неведении о перспективах развития событий в Сирии и в регионе вывел из Турции американские установки ПВО «Пэтриот». Особые надежды Мусабеков связывает с «усилением разведывательного наблюдения Запада за регионом с использованием авиационных и спутниковых средств электронного контроля, сосредоточенных в Восточном Средиземноморье американских, французских и британских авианосцев, военных самолетов на британской базе на Кипре и на американской авиабазе в Инджерлик в Турции». Т. е. Москва выставляется в роли «авантюрного статиста», который «опасается провала в Сирии и потому стремится объединить свои усилия с США, восстановив этим свои пошатнувшиеся позиции на Западе после событий на юго-востоке Украины».

Что же касается Азербайджана, для которого, согласно Мусабекову, Турция является стратегическим союзником и партнером, то он «ранее вел себя достаточно осмотрительно», но – добавим от себя – в «турецкой лодке», будучи – уже по словам Мусабекова – в ситуации, «зажатой между Россией и Ираном», что стало очевидным по ходу развития сирийского кризиса.

Если говорить о военно-технических возможностях России в Сирии, то телеканал Fox News сообщает со ссылкой на инциденты около «столицы» ИГ – города Ракка, вдоль турецко-сирийской границы вблизи Кобани и на северо-западе, недалеко от Алеппо: «Русские не пытались сбить американские аппараты и не мешали их полету, но подлетали достаточно близко, чтобы дать о себе знать». Теперь о реакции Москвы на заявление Эрдогана. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин уже информирован о его заявлениях. «Мы традиционно высоко ценим наши двусторонние отношения с Турецкой Республикой и искренне надеемся, что эти отношения и дальше будут развиваться по восходящей в соответствии с теми планами, которые были намечены президентом Путиным и президентом Эрдоганом», – сказал Песков. Но при этом глава пресс-службы Кремля сделал важное уточнение: «Действия России в Сирии направлены как раз на обеспечение стабильности и безопасности, в том числе у границ Турции». Разумеется, ведь выдавливаемые из Сирии боевики ИГИЛ скоро могут оказаться уже на территории Турции.

В «тонкостях» турецкой дипломатии, которые на поверку становятся «толстыми», стоит разобраться. С одной стороны, президент Эрдоган уже в ходе своего визита в Японию заявляет, что «террористическая организация ИГИЛ компрометирует ислам, который по сути своей является религией мира». С другой – Анкара не может объяснить, как и почему ИГИЛ через Турцию получает сотни новых внедорожников Toyota в условиях, когда официальный экспорт таких машин в Сирию был прекращен еще три года назад. Эрдоган заявляет, что «Россия много потеряет, если лишится такого друга, как Турция». Однако, по словам премьер-министр Турции Ахмета Давутоглу, «Анкара не имеет конфликта интересов с Москвой из-за ситуации вокруг Сирии, но Россия должна принимать во внимание нашу обеспокоенность создавшейся ситуацией». Как бы то ни было, теперь главное для Эрдогана – добиться того, чтобы при развязке сирийского «гордиева узла» о нем не забыли.

СТАНИСЛАВ ТАРАСОВ

Источник: iarex.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply