Крутое пике

By admin Oct 5, 2015

«Трансаэро» уходит вместе с дешевыми билетами

Одна из крупнейших российских авиакомпаний оказалась на грани банкротства. Пока вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, что будет с ее сотрудниками, флотом, брендом и, наконец, пассажирами. Очевидно одно: эпоха ценового демпинга на российском авиационном рынке уходит в прошлое, о дешевых перелетах скоро можно будет забыть. Кроме того, заложниками непростой ситуации стали тысячи туристов, купившие билеты «Трансаэро» в составе турпакетов.

Кто не успел, тот… банкрот

«Трансаэро», услугами которой в январе-августе 2015 года воспользовались 9,3 миллиона пассажиров, — на грани банкротства из-за падения спроса на перевозки и высокой долговой нагрузки (общий долг — около 250 миллиардов рублей, включая лизинговые платежи и около 80 миллиардов банковских кредитов). Изначально предполагалось, что для спасения авиакомпании 75 процентов плюс одна акция будет передана «Аэрофлоту» за символическую сумму в один рубль. Но владельцы бумаг не успели, как планировалось, консолидировать этот пакет в рамках одного юридического лица до конца сентября (60 процентов удалось собрать основателю компании Александру Плешакову, еще 13 процентов находилось на балансе дочерней «Трансаэро-Финансы»).

В результате 1 октября на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева было принято решение о запуске процедуры банкротства «Трансаэро». Вечером того же дня «Аэрофлот» официально подтвердил, что отказывается от оферты по покупке 75-процентного пакета акций «Трансаэро». Росавиация приостановила продажу ее билетов. Днем позже Альфа-банк и Сбербанк сообщили о намерении обратиться с исками о банкротстве «Трансаэро».

При этом министр транспорта России Максим Соколов подчеркивал, что речь об отзыве лицензии «Трансаэро» пока не идет, компания продолжает летать, а координация ее операционной деятельности осуществляется «Аэрофлотом» (с 7 сентября управляющим директором назначен замглавы «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин). При «Аэрофлоте» был создан координационный штаб, а при Росавиации — штаб по мониторингу ситуации, осуществляющий взаимодействие с авиавластями иностранных государств. Соколов также пообещал, что пассажиры, купившие билеты «Трансаэро», будут перевезены самой компанией, а в случае необходимости авиакомпаниями группы «Аэрофлот» — «Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и другими. Кроме того, к этому уже готовы подключиться и другие перевозчики — «Сибирь», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Таймыр».


 Фото: Leonid Faerberg / Transport Photo Images / Global Look

Но с идеей обанкротить «Трансаэро» согласились не все. Банк «Международный финансовый клуб» (МФК) выступил против этого варианта, назвав его самым неблагоприятным с учетом масштабов бизнеса перевозчика. Было предложено вместо банкротства передать в управление банкам-кредиторам 75 процентов плюс одну акцию авиакомпании. В заявлении МФК подчеркивалось, что банкротство «приведет к ухудшению качества авиаперевозок в стране, а также нанесет огромный ущерб капитализации всей отечественной банковской системы». В свою очередь, глава ВЭБа Владимир Дмитриев назвал банкротство лишь одним из рассматриваемых сценариев.

Взлетели выше рынка

Бывший акционер и гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, ныне возглавляющая совет директоров, 2 октября заявила о готовности компании передать банковскому консорциуму все консолидированные акции перевозчика (ранее она подарила свои акции супругу Александру Плешакову). Она также обратила внимание, что финансовое состояние «Трансаэро» стремительно ухудшается: с начала сентября выручка авиакомпании упала более чем в шесть раз, стоимость акций на ММВБ снизилась втрое.

Причина всех бед второй по объему перевозок российской авиакомпании — агрессивная экспансия за счет расширения флота, стремление расширить долю рынка, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Из многих миллионов пассажиров, которые перевозит «Трансаэро», часть — искусственно привлеченные клиенты. Дело в том, что авиакомпания предлагала тарифы, находящиеся за гранью рентабельности. Отчасти это и сформировало ее долг, да и операционные убытки были немалыми», — отмечает он. Гендиректор Air Charter Service Азат Мулгимов указывает еще на один фактор: спад регулярных (сезонных) чартерных перевозок в связи с ухудшением финансового положения населения. «Спрос на традиционных туристических направлениях упал, а перестроиться на новые или на внутренний рынок компания не успела», — считает он.


 Фото: Leonid Faerberg / Transport Photo Images / Global Look

Воздушный флот «Трансаэро» (109 самолетов, большая часть приобретена в лизинг), по мнению Рыбака, для рынка избыточен, и «чем быстрее они вернутся к собственникам или будут поставлены на прикол — тем лучше». «Избыточные мощности на рынке плохи для самого рынка. И неоправданно дешевые билеты плохи для пассажиров, как и для авиакомпаний. Покупая услугу по цене, не соответствующей экономическим реалиям, вы рискуете тем, что она не будет оказана», — поясняет Рыбак. Клиенты авиакомпании, пользовавшиеся ее услугами из-за дешевых билетов, по его мнению, частично уйдут на другие виды транспорта, (например, железнодорожный), частично — к лоукостеру «Победа». Остальные пассажиропотоки распределятся между российскими авиакомпаниями пропорционально долям рынка.

Рыбак полагает, что работающие в «Трансаэро» более 11 тысяч сотрудников не окажутся на улице: «Это очень хороший и профессиональный персонал, поэтому они скорее выдавят кого-то из других авиакомпаний, чем останутся без работы». Половину из них уже пообещал трудоустроить «Аэрофлот», в том числе в новую компанию, которую планирует создать на базе АК «Россия», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний».

Билеты пойдут в рост

Эксперты ожидают неминуемого роста стоимости авиабилетов. «О дешевых билетах можно забыть, по крайней мере, в рамках сетевого нормального бизнеса», — категоричен Рыбак. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин также уверен, что билеты будут дорожать. «Дело в том, что их средняя стоимость в последние два года не повышалась, несмотря на двукратный рост валюты. В этой ситуации можно либо продолжать путь новых банкротств авиакомпаний, либо повышать цены», — поясняет он.

О том, что следует ждать повышения стоимости перелетов по направлениям, где «Трансаэро» конкурировала с небольшим числом перевозчиков, говорит и гендиректор сервиса Biletix Александр Сизинцев. «С другой стороны, уход с рынка игроков, испытывающих финансовые затруднения, повышает стабильность рынка, что является одним из инструментов и показателем его оздоровления», — добавляет он.

По мнению представителя сервиса по бронированию авиабилетов Aviasales, в случае с «Трансаэро» перспектива роста цен на билеты связана прежде всего с Парижем, Прагой и другими городами, куда «вернется монополия альянса Sky Team». «Понятно, что эксклюзивные направления вроде Бали, Маврикия и Мексики просто останутся без прямого сообщения с Москвой, — отметил собеседник. — Уход российских лоукостеров в свое время повышал цены по некоторым направлениям до 50 процентов».

Отпуск отменяется?

Российские туристы ощутили ухудшение ситуации еще до прекращения полетов «Трансаэро», которые должны завершиться 15 декабря (к этому сроку планируется перевезти 95 процентов пассажиров, уже купивших билеты). В субботу, 3 октября, гендиректор туркомпании «Библио-Глобус» Александр Туголуков заявил ТАСС, что в случае приостановки полетов «Трансаэро» около 200 тысяч клиентов не смогут отправиться на отдых. Он также сообщил, что порядка 4,5 миллиарда рублей оператор перечислил «Трансаэро» в качестве оплаты билетов. «Надо понимать, что эти денежные средства привлечены нами со стороны туристов», — подчеркнул он.

Источник в другой крупной туркомпании подтвердил «Ленте.ру», что в случае прекращения полетов «Трансаэро» с 5 октября, как это изначально планировалось, проблемы возникли бы у десятков тысяч туристов. «В понедельник не смогли бы вылететь по уже купленным путевкам 57 тысяч человек», — подчеркнул он. И добавил: если что-то пойдет не по плану, это спровоцирует цепную реакцию проблем у туроператоров. По словам собеседника, если бы все клиенты «Трансаэро» решили в пятницу сдать билеты, то перевозчику пришлось бы вернуть не менее 10 миллиардов рублей.


 Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

«Из 650 тысяч билетов «Трансаэро» на октябрь-январь оформлены около 205 тысяч туристических. Естественно, можно заказать новые рейсы, перебронировать, вернуть деньги клиентам. Но возникает много вопросов по поводу того, как все это будет организовано и в какие сроки?» — в свою очередь добавил вице-президент АТОР Горин. По его оценкам, на «Трансаэро» приходилось около 40 процентов туристических перевозок. «Впрочем, у многих туркомпаний есть собственные чартерные перевозчики — Metrojet, Nordwind и многие другие. И это не считая авиакомпаний, осуществляющих регулярные рейсы. Поэтому серьезных проблем возникнуть не должно», — уточнил он.

Очевидно, что ключевую роль в преодолении сложившегося кризиса предстоит сыграть «Аэрофлоту». Именно от четкости и слаженности работы команды перевозчика номер один, от того, как быстро он наладит взаимодействие с другими авиакомпаниями и органами власти, будет зависеть и судьба нынешних пассажиров «Трансаэро». В воскресенье «Аэрофлот» сообщил, что клиентов «Библио Глобуса» с билетами «Трансаэро» с датой вылета до 9 октября перевезут по расписанию, а информация о перевозках на следующие дни «появится позднее». Кроме того, «Аэрофлот» попросил Минтранс провести совещание с участием представителей «Трансаэро», «Библио-Глобуса», АТОР и Ростуризма.

 

Татьяна Романова, Александр Волобуев

Источник: lenta.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply