Экономический кризис и Медведев

By admin Sep 26, 2015

«Особенность нашего времени – формирование новых приоритетов, новых вызовов и новых подходов к решению проблем, возникающих перед Россией и другими странами» – Медведев в начале статьи снимает с себя ответственность за экономический кризис, ссылаясь на вызовы в других странах.

«А наша оперативная работа выстраивается с учетом Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на 2015 год, который часто называют Антикризисной программой Правительства» – это только люди, подобные Медведеву, могут называть несистемный набор мер Антикризисным планом. Плана у нашего Правительства нет никакого, а уж тем более антикризисного.

«При наличии разнообразных точек напряжения, локальных, региональных и иных кризисов в мире сохраняется неустойчивое состояние, из которого нет быстрого выхода» – опять ссылка на другие страны, где якобы существуют аналогичные проблемы.

«Хотя эта цель формулируется достаточно просто: войти (хочется сказать, “совершить прорыв”, но военная терминология тут вряд ли уместна) в группу стран с наиболее высоким уровнем благосостояния» – причем здесь военная терминология непонятно. У многих страны явили миру экономическое чудо, и гордятся этим. Но Медведев это опасается.

«По многим социально-экономическим параметрам, по уровню развития человеческого капитала и культуры Россия является, несомненно, одной из развитых стран современного мира» – специально приведены показатели, которые трудно сравнить с другими странами. По ВВП на душу населения РФ занимает 48 место, уступая таким странам как Экваториальная Гвинея, Португалия, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Барбадос.

«Однако российская экономика остается пока в значительной мере неэффективной, отставая, например, по уровню производительности труда от стран-лидеров не на проценты, а в разы. И эта проблема далеко не только последних лет или даже десятилетий. Ни централизованно-административная экономика с абсолютным доминированием государства, несмотря на все приносившиеся жертвы, ни последующая инерционно-сырьевая модель не позволили это отставание сократить, хотя в уровне благосостояния за последние 10-15 лет разрыв, безусловно, уменьшился» – только вот советская индустриализация 1928-40 гг. вывела СССР в один из лидеров мира, о чем естественно умалчивает наш герой.

«Никакого так называемого “догоняющего развития”, как показывает практика, на этом пути не происходит. Зато существуют риски нарастающего отставания» – это уже понятно школьнику, что страна лишь деградирует, но не развивается. Бесконечно паразитировать на природных ресурсах не удастся.

«Достижение наших целей требует серьезных реформ. Это сегодня очевидно для всех. Нам придется перейти к такой модели развития, которая позволит более успешно конкурировать, чем до сих пор. Это совсем не прежняя парадигма “догнать и перегнать” по мясу, молоку, тракторам и чугуну. Надо научиться быть лучше и быстрее, и в этом состоит единственный путь к цели в современном меняющемся мире» – вместо испытанных и эмпирически подтвержденных методов выхода из кризиса предлагается новый велосипед «быть лучше и быстрее».

«Ситуация меняется очень быстро, и не все готовы также быстро принять эти изменения. Кто-то в силу психологии, а кто-то – в силу объективных причин. Дети, инвалиды, люди пожилого возраста, семьи с невысокими доходами – это те социальные группы, на которых мы в первую очередь должны “примерять” наши будущие решения» – они просто не впишутся в рынок, как не вписались 10,5 миллионов россиян, увеличив площади кладбищ.

«Структурные сдвиги в экономике и социальной сфере, на рынке труда всегда проходят болезненно» – это только либеральные реформы воспринимаются болезненно, так как они вредоносны. Если же осуществлять грамотные экономически обоснованные реформы, то это сразу или с небольшим лагом положительно скажется на уровне благосостояния.

«Развитие России – неотъемлемая часть глобальных процессов. Глобальная повестка не может формироваться без участия нашей страны. Но и Россия не может в одиночку формировать глобальную повестку или просто ее игнорировать, сосредоточившись лишь на собственном понимании успеха и справедливости» – современная глобализация – это диктат США, неоколониальное общество. Медведев мечтает оказаться в этом мире.

«При обсуждении текущих и перспективных проблем глобального развития все чаще стал использоваться термин newnormal. Он появился пять лет назад, после окончания острой фазы глобального кризиса, и быстро завоевал популярность. Newnormal – “новая нормальность”, или, пожалуй, можно перевести его и как “новая реальность» – жонглирование красивыми словами. Раньше Медведев все про инновации пел.

« Кризис – это всегда и угроза, и возможность» – это так, но только не в случае с нашим Правительством.

«Это подтверждается практикой и опытом стран, которым удавалось вырваться из отсталости – от Германии, Японии и СССР до Финляндии, Южной Кореи и Сингапура» – ранее Медведев утверждал, что советской экономике не удалось сократить отставания от западных стран. Раздвоение личности или просто статью писали для него несколько человек.

«Обновление затрагивает все сферы жизнедеятельности общества – технологии, экономику, гуманитарную сферу. В рамках одной статьи можно лишь перечислить эти тренды, однако каждый из них заслуживает самостоятельного обсуждения» – это так. На Западе осуществляется переход на VI технологический уклад, ядром которого являются нанотехнологии. У нас же ОАО «РОСНАНО» возглавляет Анатолий Чубайс ранее осуществивший воровскую приватизацию и разваливший РАО «ЕЭС». Поэтому результат заранее предсказуем.

«Динамика валютных курсов становится более мощным инструментом защиты рынков, чем таможенные тарифы» – это только для таких «экономистов», как Медведев, динамика валютных курсов является самым мощным инструментом защиты внутреннего рынка. У нас падение курса рубля не привело к экономическому росту, а, наоборот, некоторые отрасли показывают отрицательный прирост.

«Рано или поздно санкции отменяются, и отношения между странами входят в нормальное русло» – очередной сон Веры Павловны.

«Никто не должен рассчитывать оторвать нас от европейской цивилизации со всем ее культурным многообразием. Отношения могут меняться и в будущем, но стратегическое направление останется неизбежным – сотрудничество, партнерство, а при благоприятном развитии событий и формирование единого экономического пространства» – украинцы уже формируют единое экономическое пространство с ЕС через договор об ассоциации. Результаты видны невооруженным взглядом.

«Мы знаем по собственному опыту 1986-1989 годов, как стремление побыстрее разогреть экономику может обернуться катастрофой – даже если на какое-то время, на год-два, темпы роста действительно возрастут» – российские ученые рассчитали минимально необходимый экономический рост в стране, который будет сохранять стабильность. И его величина равна 5%. Однако Медведев понимает, что при нем никакого экономического роста не будет, и придумывает разные страшилки в оправдание.

«Создание комфортных условий начинается с обеспечения макроэкономи¬ческой стабильности. Низкая инфляция и сбалансированный бюджет остаются приоритетами для устойчивого развития страны» – Медведев подтверждает свою приверженность идеям монетаризма, которые за 25 лет уничтожили полностью производственный сектор, когда с инфляцией боролись и борются путем ограничения денежной массы.

«В условиях торможения экономического роста бюджетные проблемы нельзя разрешать и за счет повышения фискального бремени. Принято решение о том, что в ближайшие годы налоги не будут меняться в сторону повышения (в сторону понижения, пусть избирательно, это возможно, что уже или происходит, или обсуждается). Кроме того, сегодня следует отказаться от роста фискальных сборов неналогового характера» – это уже слышали не раз. Однако в 2015 г. вводится торговый сбор, налог на имущество начинает рассчитываться с кадастровой стоимости, реализуется налоговый маневр.

«Необходимо сформировать современные механизмы финансирования экономического роста и модернизации. Это немаловажно в любой ситуации, но в нынешней особенно. Россия сталкивается одновременно с закрытием многих внешних источников финансирования и со снижением цен на нефть» – справедливы замечания. Посмотрим, какие механизмы предложит Медведев.

«Государство также не может превращать в такой источник печатный станок: свобода бесконтрольной эмиссии денег – одна из наиболее опасных свобод. Ссылки на западный опыт эмиссионного стимулирования несостоятельны. Во первых, оно осуществляется в условиях дефляции (прямо противоположных нашим). Во-вторых, результаты не свидетельствуют о высокой эффективности этого механизма. И, в-третьих, эти меры уже превратились в проблему, перспективы решения которой никому не известны (достаточно вспомнить апокалиптические прогнозы о судьбе американского доллара)» – пока дефляция фиксируется лишь в Японии, поэтому непонятно о чем идет речь. Утверждается, что подобные меры неэффективны, хотя экономика западных стран на порядок мощнее российской. Уровень монетизации российской экономики составляет порядка 45% при среднемировых значениях 125%. Но это не наш метод.

«Для компаний с госучастием нередко характерен рост издержек темпами, превышающими показатель в частном секторе, и реализация ряда инвестпроектов с отрицательным денежным потоком» – естественно, нужна срочная приватизация остатков госимущества. Похоже для Медведева это намного важнее, чем развитие страны.

«Привлечение инвестиций из-за рубежа призвано решать и специфическую задачу – обеспечить технологический трансферт» – очередной сон Веры Павловны.

«Импортозамещение – еще одно важное направление работы Правительства. И важно, чтобы оно не превратилось в “лозунг дня”» – импортозамещение у на пока на уровне пропагандистких мультиков. А реальный сектор испытывает спад.

«Внедрение страховых принципов происходит у нас нелегко. Это касается и роли страховых компаний, влияния на цены, на качество услуг. Но мы выбор сделали и отказываться от него не намерены» – паразитирование прокладочных контор на здравоохранении сохранится.

«Чтобы обеспечить наше успешное развитие, требуется радикально повысить качество государственных услуг, качество государственного управления» – и что мешает Медведеву улучшить качество государственных услуг. Он же в конце концов премьер-министр, а не представитель оппозиции.

«Необходимо сформировать систему ответственности уровней и органов власти за принимаемые решения» – начинать нужно с Президента и Правительства. Только непонятно каким образом будет реализован этот механизм. Медведев в своей статье даже не дает намека, что ответственность за кризис должен нести в том числе и он. 

Таким образом, Медведев в очередной раз пытается заболтать актуальную для России тему. Ранее он это удачно сделал с проблемой технологической отсталости, когда предложил стратегию «Четыре «И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции). Поэтому дело спасения россиян от кризиса возлагается на самих россиян.

Сергеев Евгений

Источник: forum-msk.org

By admin

Related Post

Leave a Reply