Радуйтесь, земляне: планета Меркурий вряд ли нас убьет

By admin Sep 23, 2015

В один не самый прекрасный день Меркурий может врезаться в Землю, уничтожив все живое на нашей планете. Ученые говорят, что такой апокалиптический сценарий маловероятен, но все-таки возможен. Однако новые имитационные модели будущего нашей солнечной системы указывают на то, что такая катастрофа менее вероятна, чем считали ранее. Тем не менее, не все согласны с тем, что мы в безопасности.

Судьбу нашей солнечной системы предсказать трудно, потому что никто не знает точное местоположение планет на сегодня. За миллионы лет смещение планеты даже на один сантиметр может вызвать изменение в ее будущем местонахождении, измеряемое миллионами километров, как и в местоположении других планет, на которые воздействует ее гравитационная сила. Так, имитационные модели показывают, что в некоторых случаях Меркурий, и без того находящийся на довольно крутой эллиптической орбите, может попасть под воздействие силы притяжения Юпитера и пересечь орбиту Венеры. В этом случае Меркурий может столкнуться с Землей, либо по причине своей силы притяжения увести с орбиты другие внутренние планеты, и таким образом вместо него в нас врежется Марс или Венера.

Расчет местоположения планет за период в пять миллиардов лет в условиях их взаимного гравитационного воздействия это очень сложная задача. Однако физик Ричард Зибе (Richard Zeebe) получил редкую возможность: Гавайский университет в Маноа, где он работает, проверял только что приобретенный суперкомпьютер Cray. «Никто и никогда больше не будет иметь возможность непрерывно работать на этом компьютере в течение шести недель», – говорит Зибе. Именно столько компьютерного времени он потратил, чтобы проверить 1600 имитационных моделей будущего солнечной системы. Каждая имитация отличалась от остальных, потому что Меркурий начинал движение с чуть-чуть измененной позиции.

У Зибе есть хорошие новости для человечества: ни в одной из имитационных моделей ни одна из планет не столкнулась с Землей. В своей статье в The Astrophysical Journal от 20 сентября Зибе заявляет, что орбита нашей планеты будет очень устойчива как минимум следующие пять миллиардов лет, и что шансы столкновения с другим миром ничтожно малы.

Однако астроном из Парижской обсерватории Жак Ласкар (Jacques Laskar) подверг новую работу резкой критике. Ласкар вместе с коллегой провел компьютерное моделирование большее количество раз – 2501, и в одном из случаев у него произошло столкновение планеты с Землей. Это показывает, что наш мир не защищен от колоссальных коллизий.

По словам Ласкара, Зибе провел недостаточное количество имитаций и не смог обнаружить такой редкий случай. «Это типа того человека, который половил рыбу пару часов, ничего не поймал и говорит, что никакой рыбы в озере нет», – объясняет Ласкар. Зибе в ответ объясняет, что хотя имитационных моделей у него было меньше, лучше следить за Меркурием тогда, когда он движется быстро, а это происходит в период его прохождения по удлиненной орбите вблизи Солнца.

Но оба ученых согласны в одном: у Меркурия могут быть проблемы. Зибе, как и Ласкар, обнаружил, что примерно в одном проценте его моделей эта планета выходит на очень вытянутую эллиптическую орбиту. В трех случаях Меркурий столкнулся с Солнцем. А еще в семи случаях он врезался в Венеру. Для нашего мира никаких плачевных последствий не было. «Если бы мы имели возможность наблюдать это с Земли, мы бы увидели феерическое зрелище», – говорит Зибе.

Кен Кроссуэлл