Философ Путина

By admin Sep 23, 2015

В последние дни апреля по российскому телевидению шел двухчасовой документальный фильм о пятнадцатилетии Владимира Путина во главе России. Показанный в преддверии годовщины его первой инаугурации (7 мая 2000 года), фильм заключал в себе прямолинейный посыл: за 15 лет правления Путин спас Россию от разрушительных сил: как внутренних — Чечня и олигархи — так и внешних — коварное влияние Запада. Он, как неоднократно подчеркивалось в фильме, — единственное, что скрепляет страну.

Кроме того, если верить фильму, Путин — не просто политический спаситель: его руководство также сыграло важную роль в духовном возрождении России и ее народа. Полных шесть минут фильма были посвящены подробному рассказу о проведенной им работе по возвращению на родину останков белого русского философа Ивана Ильина.

Ильин был неизвестен широкой публике до тех пор, пока российский режиссер и консервативный активист Никита Михалков не вернул его из бездны в начале 2000-х годов. Однако бесславие — лучшее место, где Ильин мог бы повесить свою историческую шляпу. Никогда не являясь глубоким или проницательным мыслителем, он не был ученым или философом в классическом смысле, но, скорее, публицистом, теоретиком заговора и русским националистом с ярко выраженными фашистскими наклонностями.

Его произведения сначала получили поддержку в узком кремлевском кругу, а затем на протяжении второй половины 2000-х годов цитировались различными государственными деятелями. Интерес, проявленный Путиным к Ильину, стал очевиден после 2006 года, когда президент начал выделять философа в ходе некоторых своих публичных выступлений. Владислав Сурков, когда-то известный как «серый кардинал Кремля» и главный его пропагандист, также любит ссылаться на Ильина, чьи сочинения использует в качестве инструмента для продвижения путинской идеи суверенной демократии. Путин же в 2014 году дал своим губернаторам задание на зимних каникулах читать книги Ильина.

Ильин также был удостоен значительным вниманием со стороны, казалось бы, полярно противоположных групп внутри российского общества. Представители Русской православной церкви называют его «религиозным философом» и тем, кто «проповедовал духовное обновление и возрождение России.» В то же время Ильина цитирует лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов, определивший его как того, кто «внес весомый вклад в развитие российской государственной идеологии патриотизма».

Итак, кто же он — господин Ильин?

От анархизма к фашизму

Иван Александрович Ильин родился в 1883 году в Москве в дворянской семье. Окончив с отличием одну из лучших школ города, он поступил на юридический факультет Императорского Московского университета (сегодня Московский государственный университет). Будучи студентом, Ильин придерживался радикальных политических взглядов, таких как анархизм, но в конечном итоге сместился к правоцентристскому направлению, став протеже одного из самых активных либералов дореволюционной России — Павла Новгородцева. В отличие от своего наставника, Ильин не присоединился к Белой армии в ее борьбе против большевиков во времена Гражданской войны. Однако был депортирован из России в 1922 году как враг большевистского государства, наряду с другими 160 философами, историками, экономистами и теми, кого обобщенно называли «белогвардейцами».

В течение десяти лет после своего изгнания Ильин работал в Германии, строча антибольшевистские манифесты и оказываясь глубоко вовлеченным в среду российской интеллектуальной эмиграции. С 1927 по 1930 год он редактировал эмигрантский журнал «Русский колокол», а с 1923 по 1934 год преподавал в русском научно-исследовательском институте в Берлине. И, как и многие из его коллег-белогвардейцев, Ильин интересовался идей евразийства, которая посредством географии пыталась создать альтернативу большевизму. 

Радикальная эволюция в политических взглядах Ильина стала заметна в 1930 году, когда он начал хвалить Гитлера и Муссолини. В статье 1933 года «Национал-социализм: новый дух» Ильин приветствовал фашизм как законный ответ большевизму, выражал поддержку правым устремлениям Гитлера и резко критиковал немецких евреев за их «сочувствие» коммунизму до тех пор, пока в 1943 году не был уволен из университета под политическим давлением и через несколько лет не бежал в Швейцарию.

По мнению философа, национальный социализм Гитлера, фашизм Муссолини и русское белое движение имеют много общего и «духовно близки.» Он пишет, что их единит «общий и единый враг, патриотизм, чувство чести, добровольно-жертвенное служение, тяга к дикториальной дисциплине, к духовному обновлению и возрождению своей страны, искание новой социальной справедливости». Выступая противником как советского коммунизма, так и западной демократии, Ильин определил для России «особый» путь, основанный на поощрении православной церкви и традиционных ценностей, которые принесут духовное возрождение российскому народу, в настоящее время пребывающему под влиянием западных политических и социальных конструкций.

Несмотря на ужасы Второй мировой войны и поражение Германии и Италии, Ильин не отвернулся от идей фашизма. В 1948 году он написал о совершенных Гитлером ошибках, но не о недостатках его идеологии. Ильин по-прежнему признавал ее правильной и здоровой национально-патриотической идеей, выражая надежду, что Франсиско Франко в Испании и Салазар в Португалии смогут избежать ошибок, которые сделал Гитлер, и преуспеть в своих собственных исканиях.

Почему Ильина любит Путин

Начиная с конца 1940-х годов Ильин переориентировался исключительно на Россию, на ее будущее и на ее историческую миссию — пьянящая философская комбинация, нашедшая свою дорогу к человеку, которым оказался Путин — кого историк Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) описал как «поставившего себя во главе популистских, фашистских и неонацистских сил в Европе».

В своем эссе 1950 года «Что сулит миру расчленение России» Ильин предсказал падение Советского Союза и объяснил, как спасти Россию от зла западного мира. Эссе, состоящее из 12 пунктов, кажется, содержит в себе все до единого пропагандистские клише, которыми сегодня пользуется кремлевское телевидение.

Ильин утверждает, что русское государство — под которым он подразумевал бывшую Российскую империю и ее географического потомка, Советский Союз — является уникальным историко-географическим организмом, части которого связаны духовным единством евро-азиатских народов. 

По мере разворачивания холодной войны Ильин все больше убеждался в том, что Запад стремится погубить Россию и будет делать все возможное, чтобы добиться ее внутренней фрагментации. Этот распад, утверждал он, вызовет длительную гражданскую войну в России, негативные последствия которой будут ощутимы во всем мире. Тем временем, стремясь воспользоваться ситуацией, великие державы неизбежно попытаются аннексировать части российского государства и стимулировать хаос, дезорганизацию и упадок. Германия, пишет он, «двинется на Украину и Прибалтику, Англия покусится на Кавказ и на Среднюю Азию, Япония — на дальневосточные берега».

После того как Запад, в частности, Германия, присоединит Украину, он будет использовать эту территорию, чтобы подрывать мощь российского государства. Как и многие другие консерваторы, Ильин не верил, что есть такая вещь, как украинская нация; украинцы, таким образом, не имели права на какую-либо форму государственности. Между тем, для России потеря Украины была бы фатальна и привела бы к расчленению и дальнейшему распаду страны.

Как предупреждение соотечественникам звучат слова Ильина о том, что во время этого процесса Запад будет использовать против России идеи «демократизации», «федерализации» и «торжества свободы» с одной лишь целью — ослабить Россию и нагло ее обобрать. Разумеется, он указал на не слишком конкретные примеры или доказательства. Ильин утверждал, что демократия немыслима в такой огромной стране, как Россия, и единственно возможной конфигурацией власти является «русская национальная диктатура». По мнению Ильина, объединить географическое, этническое и культурное разнообразие России без сильной централизованной власти невозможно. Речь шла не столько о тоталитарной диктатуре, сколько о диктатуре авторитарной. О государстве, которое учило бы свой народ «свободе», но ввело бы в его отношении такие ограничения, чтобы в России установилась не анархия, но порядок. Основанная на патриотизме и с сильным лидером во главе, такая система защитила бы Россию от революций и хаоса.

Духовное возрождение

Поэтому, когда Путин решил переделать Россию, он обратился к Ильину как за оправданием, так и за обнадеживающим обещанием того пути, по которому он сам стремился повести страну. Скорее всего, выбор пал именно на Ильина, поскольку его работы узаконивали авторитарное понимание власти Путиным, оправдывали ограничения на свободу и обеспечивали противоядие против всех западных критериев свобод, прав и целей государства. В сущности, Ильин предоставил своего рода легитимность почти безраздельной власти национального лидера — Путина — цель которого состоит в укреплении государства и обеспечении его духовного возрождения путем поощрения консервативных ценностей и норм.

В послании к федеральному собранию 2006 года Путин напомнил об «известном российском мыслителе Иване Ильине», который, «размышляя о базовых принципах, на которых должно прочно стоять российское государство, отмечал, что солдат есть звание высокое и почетное… Мы должны всегда быть готовы отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны ответить на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе — с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет».

Не чуждый идеям теории заговора, Ильин ввел российский термин «мировая закулиса», который использовал для описания заговора западных лидеров против России. В более широком смысле это понятие подразумевает, что официально избранные лидеры Запада на самом деле являются марионетками в руках истинных правителей мира: бизнесменов, масонских агентов, и, зачастую, евреев. В наши дни, эта фраза кажется вездесущей в российском дискурсе и государственных СМИ.

Замените «евреев» на «геев», а «масонских агентов» на «иностранных агентов», и взгляды Ильина идеально совпадут с путинским пропагандистским дискурсом: крах Советского Союза едва ли был справедливым, и русские оказались в дураках, поверив обещаниям демократии, которая обернулась десятилетием нищеты, унижения и политического бессилия. Демократия не сработала в России; западные ценности развратили народ, испытывавший постоянные атаки тех, кто стремился его разобщить. То же самое верно, если взять недоверие Ильина к демократическому управлению. Причины, которыми Ильин объясняет предполагаемую ненависть Запада по отношению к России, ежедневно звучат по российскому телевидению: Запад не знает или не понимает Россию и боится ее. Самое главное, пожалуй, то, что ему чужды российские православные догматы.

Как и многие из нынешних российских лидеров, Ильин ратовал за духовное обновление под эгидой православной церкви. Хотя сам Ильин не был особенно религиозным, он воспринимал религию в неразрывной связи с политикой и ужасался попыткам Советского Союза уничтожить ее: «Демагогия и обман, экспроприация и террор, разрушение религии и быта выдавались за «национальный расцвет» российских меньшинств, а на Западе находились глупцы и продажные корреспонденты, которые воспевали это «освобождение народов». Он считал, что традиционные ценности могли бы вывести русскую нацию к успешному будущему, делая из нее более сплоченное единство.

Путин подобным же образом говорит о необходимости религиозного возрождения и о ценной роли, которую играет здесь православная церковь: «Русская православная церковь играет огромную созидательную роль в сохранении нашего богатого исторического и культурного наследия и в возрождении вечных нравственных ценностей. Она работает не покладая рук, чтобы привносить единство, укреплять семейные узы и воспитывать молодое поколение в духе патриотизма».

Настойчиво продвигая эту идею, Путин снова обращается к Ильину: «Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах — это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России». Ильин, конечно, не был поклонником личного выбора. Для него слово «свобода» означало что-то другое. Поясняя, Путин продолжает: «Приведу в этой связи одну цитату: «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России — как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, — свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности».

Пиар

Верит ли лично сам Путин и его команда в идеи, которые столь активно ими пропагандируются, не так и важно. Как уже делалось неоднократно, кремлевские политтехнологи Кремля просто экспроприируют чужие работы для своих пропагандистских целей. Посредством Ильина Кремль сообщает то, что рассматривает в качестве наиболее подходящей на сегодняшний день идеологии: крепкий коктейль из бескомпромиссной ненависти к Западу, отрицания европейской природы российской цивилизации, одобрения диктаторских методов правления, неистового национализма с примесью теории заговора. Правда стала податливой, но русские по понятным причинам заблуждаются, веря информации, которой их снабжает правительство. Так, несмотря на множество свидетельств об обратном, лишь пять процентов россиян считают, что их страна или Донецкая Народная Республика имеют отношение к крушению малайзийского лайнера.

На протяжении многих лет граждан России кормят этим ядовитым варевом. Когда правление Путина в конечном итоге подойдет к концу, восстановление отношений России с западными либеральными странами будет представлять собой весьма нелегкую задачу — об этом президент уже позаботился.

Антон Барбашин

Источник: inosmi.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply